000371
24 раз при восприятии объекта, сначала бывают недостаточными для припоми- нания, но зато потом, после нескольких повторений, их влияние сказывается сразу, и притом в большом количестве слов. В-третьих, если материал в целом не представляет труда для запоминания, то первые повторения дают больший результат, чем последующие. Каждое новое по- вторение дает весьма незначительное увеличение объема запомненного материа- ла. Это объясняется тем, что основная, более легкая часть запоминается быстро, а остающаяся, более трудная часть требует большого количества повторений. В-четвертых, если материал труден, то запоминание идет, наоборот, сна- чала медленно, а потом быстро. Это объясняется тем, что действия первых повторений из-за трудности материала недостаточны и прирост объема за- поминаемого материала возрастает лишь при многократных повторениях. В-пятых, повторения нужны не только тогда, когда мы учим материал, но и тогда, когда надо закрепить в памяти то, что мы уже выучили. При по- вторении заученного материала его прочность и длительность сохранения возрастают многократно. Очень важно также правильно распределить повторение во времени. В психологии известны два способа повторения: концентрированное и рас- пределенное. При первом способе запоминания материал заучивается в один прием, повторение следует одно за другим без перерыва. При распределенном повторении каждое чтение отделено от другого некоторым промежутком. Проводимые исследования показывают, что распределенное повторение рациональнее концентрированно- го. Оно экономит время и энер- гию, способствуя более прочному усвоению знаний. Очень близок к методу рас- пределенного заучивания метод воспроизведения во времени за- учивания. Его суть состоит в по- пытках воспроизвести материал, который еще полностью не вы- учен (рис.2). Рис.2 Механизмы запоминания Продуктивность запоминания зависит и от того, как осуществляется за- поминание: в целом или по частям. В психологии известны три способа заучивания большого по объему материала: целостный, частичный и ком- бинированный. Первый способ (целостный) состоит в том, что материал (текст, стихотворение и т. д.) читается от начала до конца несколько раз, до полного усвоения. При втором способе (частичном) материал делится
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy