000371
25 на части и каждая часть заучивается отдельно. Сначала несколько раз про- читывается одна часть, потом вторая, затем третья и т. д. Комбинированный способ представляет собой сочетание целостного и частичного. Материал сначала прочитывается целиком один или несколько раз, в зависимости от его объема и характера, затем трудные места выделяются и заучиваются от- дельно, после сего снова весь текст читается целиком. Сохранение, воспроизведение, узнавание Всю информацию, которая была воспринята, мы не только запоминаем, но и сохраняем определенное время. Сохранение как процесс памяти имеет свои закономерности. Например, установлено, что сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в опе- ративной памяти, а статическое – в долговременной. При динамическом со- хранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обяза- тельно подвергается реконструкции и определенной переработке. Реконструкция материала, сохраняемого долговременной памятью, про- исходит, прежде всего под влиянием новой информации, непрерывно посту- пающей от наших органов чувств. Реконструкция проявляется в различных формах, например в исчезновении некоторых менее существенных деталей и замене их другими деталями, в изменении последовательности материала, в степени его обобщения. Извлечение материала из памяти осуществляется с помощью двух про- цессов – воспроизведения и узнавания. Воспроизведение – это процесс вос- создания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринима- емого в данный момент. Воспроизведение отличается от восприятия тем, что оно осуществляется после него и вне его. Таким образом, физиологической основой воспроизведения является возобновление нервных связей, образо- вавшихся ранее при восприятии предметов и явлений. Как и запоминание, воспроизведение может быть непреднамеренным (непроизвольным) и преднамеренным (произвольным). В первом случае вос- произведение происходит неожиданно для нас самих. При произвольном воспроизведении, в отличие от непроизвольного, мы вспоминаем, имея сознательно поставленную цель. Такой целью является стремление вспомнить что-либо из нашего прошлого опыта. Бывают случаи, когда воспроизведение протекает в форме более или ме- нее длительного припоминания. В этих случаях достижение поставленной цели – вспомнить что-либо – осуществляется через достижение промежу- точных целей, позволяющих решить главную задачу. Например, для того чтобы вспомнить какое-либо событие, мы стараемся вспомнить все факты, которые в той или иной мере связаны с ним. Причем использование проме-
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy