000371

27 Забывание Забывание выражается в невозможности восстановить ранее восприня- тую информацию. Физиологической основой забывания являются некото- рые виды коркового торможения, мешающего актуализации временных нервных связей. Чаще всего это так называемое угасательное торможение, которое развивается при отсутствии подкрепления. Забывание проявляется в двух основных формах: а) невозможность при- помнить или узнать; б) неверное припоминание или узнавание. Между пол- ным воспроизведением и полным забыванием существуют различные сте- пени воспроизведения и узнавания. Некоторые исследователи называют их «уровнями памяти» принято выделять три таких уровня: 1) воспроизводя- щая память; 2) опознающая память; 3) облегчающая память. Следует обратить внимание на то, что забывание протекает во времени неравномерно. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, а в дальнейшем забывание идет медленнее. Рассматривая различные варианты проявления забывания, нельзя ска- зать о случаях, когда человек не может вспомнить что-то в данный момент (например, сразу же после получения информации), но припоминает или узнает это спустя некоторое время. Такое явление носит название реминис- ценции (смутное воспоминание). Сущность реминисценции заключается в том, что воспроизведение материала, который мы сразу не могли полностью воспроизвести, через день-два после восприятия пополняется фактами и по- нятиями, которые отсутствовали при первом воспроизведении материала. Это явление часто наблюдается при воспроизведении словесного материала большого объема, что обусловлено утомлением нервных клеток. Другими формами забывания являются ошибочное припоминание и ошибочное узнавание. В настоящее время известны факторы, влияющие на скорость протека- ния процессов забывания. Так, забывание протекает быстрее, если материал недостаточно понят человеком. Кроме того, забывание происходит быстрее, если материал неинтересен человеку, не связан непосредственно с его прак- тическими потребностями. Скорость забывания также зависит от объема материала и степени труд- ности его усвоения: чем больше объем материала или чем он труднее для восприятия, тем быстрее происходит забывание. Другим фактором, ускоря- ющим процесс забывания, является отрицательное влияние деятельности, следующей за заучиванием. Это явление называют ретроактивным тормо- жением.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy