000371
32 Значительное место в обеспечении нейрофизиологических механизмов долговременной памяти отводится глиальным клеткам (Галамбус, А. И. Ройтбак), число которых в центральных нервных образованиях на порядок превышает число нервных клеток. Предполагается следующий механизм участия глиальных клеток в осуществлении условно-рефлекторного меха- низма научения. На стадии образования и упрочения условного рефлекса в прилегающих к нервной клетке глиальных клетках усиливается синтез мие- лина, который окутывает концевые тонкие разветвления аксонного отростка и тем самым облегчает проведение по ним нервных импульсов, в результате чего повышается эффективность синаптической передачи возбуждения. В свою очередь стимуляция образования миелина происходит в результате де- поляризации мембраны олигодендроцита (глиальной клетки) под влиянием поступающего нервного импульса. Таким образом, в основе долговременной памяти могут лежать сопряженные изменения в нервно-глиальном комплек- се центральных нервных образований. Возможность избирательного выключения кратковременной памяти без нарушения долговременной и избирательного воздействия на долговремен- ную память в отсутствие каких-либо нарушений краткосрочной памяти обычно рассматривается как свидетельство разной природы лежащих в их основе нейрофизиологических механизмов. Косвенным доказательством на- личия определенных различий в механизмах кратковременной и долговре- менной памяти являются особенности расстройств памяти при повреждении структур мозга. Так, при некоторых очаговых поражениях мозга (поражения височных зон коры, структур гиппокампа) при его сотрясении наступают расстройства памяти, выражающиеся в потере способности запоминать те- кущие события или события недавнего прошлого (произошедшие незадолго до воздействия, вызвавшего данную патологию) при сохранении памяти на прежние, давно случившиеся события. Однако ряд других воздействий ока- зывает однотипное влияние и на кратковременную, и на долговременную память. По-видимому, несмотря на некоторые заметные различия физиоло- гических и биохимических механизмов, ответственных за формирование и проявление кратковременной и долговременной памяти, в их природе на- много больше общего, чем различного; их можно рассматривать как после- довательные этапы единого механизма фиксации и упрочения следовых про- цессов, протекающих в нервных структурах под влиянием повторяющихся или постоянно действующих сигналов. Ацетилхолин можно считать самым важным нейромедиатором, участву- ющим в процессе запоминания информации. Это высоко активное в хими- ческом отношении вещество является сложным эфиром холина и уксусной
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy