000371

34 так называемого зрительного типа памяти. Другим для запоминания нужны слуховые образы. Данная категория людей обладает слуховым типом па- мяти. Кроме того, существуют люди, которые, для того чтобы запомнить, нуждаются в движениях и особенно в речевых движениях. Это люди, об- ладающие двигательным типом памяти (в частности, рече-двигательным). Однако чистые типы памяти встречаются не так часто. Как правило, большинство людей обладает смешанными типами. Так, чаще всего встре- чаются смешанные типы памяти – слухо-моторный, зрительно-двигатель- ный, зрительно-слуховой. Смешанный тип памяти повышает вероятность быстрого и долговременного заучивания. Кроме того, участие в процес- сах памяти нескольких анализаторов ведет к большей подвижности в ис- пользовании образованных систем нервных связей: например, человек не вспомнил что-то на слух – вспомнит зрительно. Поэтому целесообразно, чтобы человек запоминал информацию разными способами: путем про- слушивания, чтения, рассматривая иллюстрации, делая зарисовки, наблю- дая и т. д. Тип памяти зависит не только от природных особенностей нервной си- стемы, но и от воспитания. У взрослых людей тип памяти может зависеть от характера их профессиональной деятельности. Необходимо обратить внимание на то, что типы памяти следует отличать от видов памяти. Виды памяти определяются тем, что мы запоминанием. А так как любой человек запоминает все: и движения, и образы, и чувства, и мысли, – то разные виды памяти присущи всем людям и не составляют их индивидуальной особенности. В то же время тип памяти характеризует то, как мы запоминаем: зрительно, на слух или двигательно. Поэтому тип памя- ти представляет собой индивидуальную особенность данного человека. У всех людей есть все виды памяти, но каждому человеку присущ какой-либо определенный тип памяти. Принадлежность к тому или иному типу в значительной мере опреде- ляется практикой заучивания, т.е. тем, что именно приходится запоминать данному человеку и как он приучается запоминать. Поэтому память опре- деленного типа может быть развита с помощью соответствующих упраж- нений. Исследование нарушений памяти Расстройства памяти разной степени выраженности наблюдаются при большинстве психических заболеваний, они наиболее выражены при орга- ническом поражении головного мозга. При исследовании памяти оценивают функциональное состояние, активность внимания, истощаемость психиче-

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy