000371
36 Проба на ассоциативную память . Зачитываются 10 пар слов с легко устанавливаемыми смысловыми связями, затем повторяется первое слово каждой пары, а обследуемый должен назвать второе. Например: река-море, яблоко-груша, гармонь-гитара, утро-вечер, брат- сестра, золото-серебро, пальто-шапка, голубь-ворона, автомобиль-троллей- бус, книга-тетрадь. Нормальным считается выполнение пробы после двух повторений. « Пиктограмма » ( опосредованное запоминание ) – методика направ- лена на исследование особенностей опосредованного запоминания, его продуктивности, особенностей мыслительной деятельности и включает в себя предъявление испытуемому для запоминания 10 – 15 понятий, ко- торые он должен нарисовать так, чтобы впоследствии по рисунку вспом- нить заданные понятия. Через 40 – 60 мин обследуемому предлагается по рисункам воспроизвести заданные слова. Примеры набора слов и слово- сочетаний: 1.1) веселый праздник, 2) тяжелая работа, 3) развитие, 4) вкусный ужин, 5) смелый поступок, 6) болезнь, 7) счастье, 8) разлука, 9) дружба, 10) темная ночь, 11) печаль. 2. 1) глухая старушка, 2) война, 3) строгая учительница, 4} девочке хо- лодно, 5) слепой мальчик, 6) богатство, 7) голодный человек, 8) побег, 9) на- дежда, 10) зависть, 11) веселая компания. Интерпретация результатов сходна с тестом десяти слов. Особенности опосредованного запоминания выражаются в рисунках обследуемого. Выделяют 5 вариантов изображений: Абстрактные изображения – линии, не оформленные в какой-либо узна- ваемый образ; Знаково-символические – в виде знаков или символов (геометри- ческие фигуры и т.д.); Конкретные – конкретные предметы; Сюжетные – изо- бражения объединены в какой-то сюжет; Метафорические – изображения в виде метафор. Расстройства памяти Жалобы на снижение памяти являются одними из самых распростра- ненных и часто предъявляемых. Функции памяти колеблются в опреде- ленных пределах под влиянием различных факторов повседневной жизни – утомления, недосыпания, эмоций, соматических заболеваний. С нару- шениями памяти постоянно сталкиваются врачи различных специально- стей, психологи, педагоги. Специалисту важно научиться отличать соб- ственно нарушения памяти от расстройств внимания, восприятия, воли (табл.1)
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy