000371

4 для приобретения знаний, умений, навыков и их последующего использова- ния. Память – необходимое условие единства психической жизни человека, единства его личности. Распад памяти - это распад личности: ведь ее отноше- ния, привычки, желания, притязания существуют только благодаря памяти. Память – форма психического отражения действительности, заключа- ющаяся в узнавании, закреплении, сохранении и забывании, а также вос- произведении человеком его опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности. Несмотря на огромное количество работ, посвященных проблемам памя- ти, в настоящее время нет еще общепринятой теории, которая бы удовлетво- рительно объясняла процессы, лежащие в основе памяти. Отдельные теории освещают лишь разные стороны этого сложного процесса. Существуют три направления в рассмотрении проблемы памяти: в первом направлении (пси- хологические теории) память рассматривается как явление чисто психологи- ческое, и раскрываются, в основном, психологические механизмы памяти; во втором – делается упор на физиологические механизмы памяти; к третьему относятся биохимические теории памяти. Теории памяти Психологические теории памяти : первые попытки к пониманию про- блем памяти впервые прослеживаются у Платона и Аристотеля, которые осмысливали эти вопросы в основном с философских позиций. Первая кон- цепция памяти отчетливо прослеживается у Платона в его учении о воспо- минании: представление о том, что человеческое познание есть не что иное, как воспоминание душой ее доземного существования. По учению Платона, в душе каждого имеются покрытые воском дощечки, у одного больше, у дру- гого – меньше. Подкладывая ее под наши ощущения и мысли, мы делаем на ней отпечаток того, что хотим запомнить. И то, что застывает в этом воске, мы помним и знаем, пока сохраняется изображение этого. Другая важнейшая концепция памяти в философии древности разви- валась Аристотелем. Она изложена в специальном сочинении "О памяти и воспоминании". Важнейшим тезисом Аристотеля является указание на специфический объект памяти: "объектом наших надежд является будущее, объектом ощущений, восприятия – настоящее, а объектом памяти - про- шлое". Тем самым устанавливается тесная связь между понятием "памяти" и понятием "времени". Аристотель разводит понятия "воспоминание" и "па- мять": память – общая способность души, а воспоминание – конкретное про- явление этой способности. Воспоминание – это своего рода рассуждение о том, как мы ощущали, воспринимали или знали и, как таковое, есть принад- лежность исключительно человека (обусловленный волей акт мышления).

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy