000371

5 Третьим философским учением древности, в котором проблема памяти занимает видное место, является учение Августина. Разбирая память как важнейшую способность души, Августин описывает ее как "таинственную кладовую", в которой хранятся, не смешиваясь, неисчислимые воспомина- ния – образы окружающего нас мира и переживания собственной души. "Не сами вещи входят в область памяти, а только образы вещей, которые пред- ставляются рассудку при воспоминании о них". В дальнейшем, эти воспро- изведенные образы предметов, основывающиеся на нашем прошлом опыте, будут названы представлениями. Научная революция произошла в Европе в XV – XVII веках, новый на- учный взгляд на живую и неживую природу заменил взгляды античных философов, доминировавших более 2000 лет. Отделившись от философии и технологии, естественные науки (физика, химия, биология, астрономия) ста- вили перед собой конкретные, не претендующие на универсальность объ- яснения причин мироздания, задачи и искали способы их решения. К концу XVII века эти науки претерпели следующие утилитарные трансформации «нащупывания» методологических основ: – абстрактные размышления стали цениться больше здравого смысла; – количественные представления о природе пришли на смену качественным; – возник и стал развиваться экспериментальный метод как способ полу- чения определенных ответов на определенные (не связанные в одном экспе- рименте) вопросы с позиций частных теорий; – принят новый критерий объяснений – скорее «как», чем «почему». Объяснение по принципу «почему» предполагало поиск аристотелевских финальных причин (В. Петровский, 1997), к концу XVII века ученые осознали, что с точки зрения утилитарных задач естественных наук поиск финальных причин не имеет реальных перспектив (Stanovich, 1992). И в XVII-XVIII вв. философский подход сочетался уже с психологическим экспериментом. На этом этапе исследований функция памяти рассматривалась как пассивный, не управляемый волей человека процесс. Наиболее древняя психологиче- ская теория – ассоцианизм. Сторонники ассоцианисткой теории сделали память своей излюбленной главой, которая клалась в основу всей психологии. Законы памяти эта теория пыталась распространить на все остальные явления и учение о памяти сделать центральным пунктом всей психологии. Сущность ассоцианизма - образы, хранящиеся в памяти человека, связаны между собой, и это имеет значение для их последующего воспроизведения. Связь представлений называется ас- социацией (термин, введенный Дж. Локком). Известно три вида ассоциаций: 1. Ассоциации по смежности – например, если вам предъявить строчку знакомого стихотворения, то у вас моментально всплывает продолжение его.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy