000371
6 2. Ассоциации по сходству – например, шум моря схож с шумом леса; увидев лицо знакомого малыша, вы можете непроизвольно представить лицо его матери или отца. 3. Ассоциации по контрасту – например, противоположность знойного лета – зима; белого – черное. Каждое воспоминание является оживлением прежде воспринимаемых образов. Память понимается как механически складывающийся продукт ас- социаций вследствие смежного по времени действия предметов на органы чувств. Это считается достаточным для запечатления этих предметов и их связи. Для ассоцианизма характерно также механистическое представление о работе мозга. Мозг – это аппарат, в котором механически обрабатываются следы и связи, возникшие между ними в результате самого факта смежности во время действия предметов на органы чувств. Следовательно, нет необ- ходимости рассматривать память в зависимости от обстоятельств жизни и деятельности человека. Такая позиция определяла собою и задачу изучения памяти – как можно полнее абстрагироваться от взаимоотношений субъекта с окружающим миром, от конкретной деятельности человека и изучать вли- яние фактора смежности в "чистом" виде – в работах Г. Эббингауза (1885- 1912), Г. Э. Мюллера (1893), Ф. Шумана (1893), А. Пильцекера (1900). Именно с этим связаны попытки Эббингауза и его последователей. искать закономер- ности памяти в запоминании именно бессмысленного материала (ряды бес- смысленных слогов, состоящих из трех букв, с исключением всех тех комби- наций, которые давали какое-либо осмысленное слово: туг - фол - дор – сэт). На основе предложенных Эббингаузом методов (заучивания, сбережения, антиципации или опережающего восприятия, узнавания и т. д.), впослед- ствии дополненных и модифицированных другими исследователями, было установлено много закономерностей памяти (например, кривая забывания Эббингауза). Положения ассоцианизма согласуются с такими психологическими на- блюдениями как роль ассоциаций в запоминании и репродукции, воспро- изведение осмысленного текста (причинные связи). Но они оказываются не в состоянии объяснить – явление забывания, роль упражнения при заучи- вании, зависимость воспроизведения от усилия воли, силы впечатления и эмоционального фона, наличие индивидуальных колебаний в отношении продуктивности запоминания, т. е. являются не исчерпывающими для рас- крытия всех явлений памяти. Представители одного из более поздних направлений психологии, так на- зываемой гештальтпсихологии (К. Левин, В. Келер, М. Вертгеймер, К. Гот- тшальд), выдвигали следующий принцип: целое является не просто суммой
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy