000371
входящих в него элементов, а особым целостным образованием – гештальтом. Этот принцип целостности разрабатывался сначала на процессах восприя- тия. Затем этот принцип был перенесен на другие процессы, в том числе и на память. Запоминание, образование следов в мозге рассматривалось в прямой зависимости от организации материала при восприятии, от возможности ма- териала к структурированию, к образованию гештальта. Организация мате- риала при восприятии определяет собой и построение аналогичной струк- туры следов в мозгу. Актуализация какого-либо элемента этой структуры следов определяет собою успешность воспроизведения, т. к. раздражение легче распространяется в пределах этой структуры, чем по направлению к другим областям нервной ткани мозга. Основное положение гештальтпсихо- логии о том, что успешность памяти определяется самой по себе организаци- ей материала, является ошибочным уже потому, что оно снимает проблему памяти. Память утрачивает специфичные для нее закономерности: законы структурирования, определяющие якобы восприятие, исчерпывают собой и законы памяти. Организация памяти должна рассматриваться не как фактор, определяющий сам по себе работу памяти, а как одно из важнейших условий содержания и характера протекания деятельности памяти. Следующей теорией, занимающей также механистические позиции, яв- ляется бихевиоризм . Взгляды сторонников этого направления (Э. Торндайк, Кларк Л. Халл, Д. Уотсон) на проблему памяти оказались весьма близки к тем, которые разделялись ассоцианистами. Единственное существенное различие между ними заключается в том, что бихевиористы подчеркивали роль подкреплений в запоминании материала и много внимания уделяли изучению того, как работает память в процессе научения. Игнорирование сознания, упрощенная схема в трактовке поведения исключали целенаправ- ленность деятельности, тем более ее сознательность, произвольность. Сле- довательно, явление памяти в данном направлении обеднено, будучи лишен- ным, психологического содержания. Работа памяти в целом, особенно высшие формы памяти у человека, не- сводимы к одним лишь ассоциациям. Помимо ассоциативных связей по смеж- ности, в работе человеческой памяти существенную роль играют смысловые связи. Память человека носит осмысленный характер. Именно это положение лежит в основе исследовании Вюрцбургской школы (А. Бине, К. Бюлер). Кон- цепция, представленная вышеуказанными авторами, выдвигает на первый план смысловое содержание запоминаемого материала. Они пытались пре- вратить память в воспроизведение "чистых" мыслей, вовсе не зависящих от какой-либо речевой формы. А. Бине и К. Бюлер делают вывод, что запомина- ются не столько сами слова и предложения, сколько те мысли, которые ими
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy