372

15 В 1867 году в России было организовано Общество попечения ра‑ неных и больных воинов, переименованное в 1879 году в Российское общество Красного Креста. С этого времени подготовка сестер мило‑ сердия стала одной из его задач. В последующие годы сестры милосердия работали на ликвидации эпидемий холеры (1880–1881), тифа и цинги (1899), участвовали в ока‑ зании медицинской помощи переселенцам (1880–1890). В канун Первой мировой войны в России существовало 109 общин сестер милосердия. Императрица Александра Федоровна и 2 её дочери, Ольга и Татьяна, закончили 2‑месячные курсы сестер милосердия и работали в Царско‑ сельском госпитале во время войны, оказывая помощь раненым и асси‑ стируя при операциях. Последняя община сестер милосердия – Марфо- Мариинская обитель – была организована в 1907–1908 году Елисаветой Федоровной, в 1918 году княгиня была расстреляна большевиками. Большую помощь сестры милосердия оказывали раненым и боль‑ ным в годы Гражданской войны, вели борьбу с эпидемиями. За этот период общество Красного Креста подготовило тысячи медицинских сестер, которые добровольно уходили на фронт. Первый съезд сестер милосердия состоялся 26 августа 1917 года. В 1919 году Наркомздрав принял постановление о подготовке «уха‑ живающего персонала у постели больного, умелого, добросовестно‑ го, правильно понимающего свою роль в жизни лечебного учрежде‑ ния». В документах отмечалась необходимость сугубо практического метода обучения. Эти требования установили социальный и профес‑ сиональный статус среднего медработника как вспомогательного тех‑ нического помощника врача, который сохраняется до настоящего вре‑ мени. Это оказало негативное воздействие на развитие сестринского дела и на всю систему здравоохранения в СССР. В 1920 году общины сестер милосердия ликвидированы, а учреж‑ дения по подготовке сестер переданы органам здравоохранения. Из названия сестринских школ навсегда исчезло слово милосердие. В 1926 году все средние медицинские учреждения преобразо‑ ваны в политехникумы. Главный комитет по профессионально- техническому и социально-научному образованию в качестве основ‑ ных предъявлял к выпускникам требования: «Средний медицинский работник должен быть помощником врача, работающим по его ука‑ заниям и под его наблюдением, должен быть вполне подготовленным

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy