372

17 ченко. В 1972 году в г. Москве воздвигнут памятник медикам-героям Великой Отечественной войны. С 1959 года отменена заочная подготовка, организованы курсы усо‑ вершенствования и специализации медицинских сестер. Для препо‑ давания стали привлекаться опытные медицинские сестры. В этом же году Приказом МЗ СССР № 395 была утверждена должность глав‑ ной медицинской сестры, в 1977 году в штатное расписание вводится должность старшей медицинской сестры. В 1987 году введена аттеста‑ ция средних медицинских работников. Однако в СССР не принимался во внимание опыт зарубежных стран в вопросах сестринского дела, хотя в Крымскую войну «ми‑ лосердие родилось как общественное движение одновременно, когда две выдающиеся женщины противоборствующих сторон, англичан‑ ка Флоренс Найтингейл и великая княгиня Елена Павловна, протяну‑ ли руку помощи воинам, проливающим кровь на поле брани» (Ю. Ха‑ чинов). Если за рубежом сестринское дело за последние 40 лет претерпе‑ ло существенные перемены, то в России медсестра оставалась тех‑ ническим помощником врача, «работающим по его указаниям и под его наблюдением». Здравоохранение было включено в сферу непро‑ изводительного труда и финансировалось по остаточному принципу. На здравоохранение в России выделялось 3,1–3,9% от валового наци‑ онального дохода, в США в 1995 году – 13, 6%. Ситуация в сестринском деле в России начала меняться с 1989 года. В первую очередь коренные изменения произошли в системе подго‑ товки медсестер, введен новый учебный план по специальности «Се‑ стринское дело». Наряду с медицинскими училищами подготовку медсестер осуществляют медицинские колледжи. Увеличился возраст выпускников (20 лет). Разработаны государственные образовательные стандарты, которые полностью соответствуют стандартам Европей‑ ского сообщества. Введена многоуровневая система подготовки мед‑ сестер от базового до высшего и послевузовского. Медсестры полу‑ чили реальную возможность делать профессиональную карьеру, по‑ вышая квалификацию и не меняя своей профессии. Разрабатываются стандарты практической деятельности – так как сестринское образо‑ вание оказалось впереди практического здравоохранения. Составле‑ ны технологические протоколы сестринских манипуляций.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy