372

36 имеют определенные потребности (физиологические, психологиче‑ ские, социальные, духовные). Он считал, что поведение людей обу‑ словлено и мотивируется их собственными нуждами в еде, воде, безо‑ пасности, любви и т. д. (рис. 2), при этом, если не удовлетвореныфизио‑ логические потребности (что является фундаментом жизнедеятельно‑ сти человека), то не могут быть удовлетворены потребности высшего уровня – самоуважения и самовыражения: «Голодающий более оза‑ бочен поиском пищи, чем реализацией своего потенциала на работе». Здоровый человек не испытывает трудностей при удовлетворении этих потребностей. Однако в периоды болезни, детства, старости, при приближении смерти человек может быть не в состоянии удовлет‑ ворить их самостоятельно. Вирджинией Хендерсон было выделено 14 фундаментальных человеческих потребностей (табл. 1). При невоз‑ можности человека удовлетворить эти потребности возникают про‑ блемы, требующие сестринского вмешательства . Задача сестринской диагностики – установить все настоящие и возможные в будущем от‑ клонения от комфортного, гармоничного состояния, то, что наиболее тяготит больного в настоящий момент, является для него сейчас глав‑ ным, и попытаться в пределах своей компетенции скорректировать эти отклонения. Таким образом, медицинская сестра рассматривает не заболевание, а реакцию пациента и его семьи на болезнь и свое из‑ мененное состояние. Это и входит в понятие «проблема пациента». Рис. 2. Иерархия человеческих потребностей (А. Маслоу, 1954)

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy