372

52 Соответственно целью ухода является оказание помощи пациенту в критические периоды его жизни. Определяется цель совместно с па‑ циентом. Сестринское вмешательство направлено на поддержание опти‑ мального уровня здоровья и состоит в обучении навыкам самоухода, на‑ выкам общения, расширении степени подвижности, уменьшении трево‑ ги. При оценке качества и результата ухода определяется степень удо‑ влетворения каждой потребности. Если результат не достигнут, медсе‑ стра совместно с пациентом пересматривает цели и вмешательства. Модель Д. Джонсон (1968). Роль медсестры является дополняю‑ щей по отношению к роли врача, но от нее не зависит. Медсестра вы‑ ступает в роли регулятора-координатора, восстанавливая равновесие поведенческих подсистем пациента. В этой модели внимание уделя‑ ется не на потребности пациента, а на поведение людей. По Джонсон, пациент – это «индивид, имеющий набор взаимосвязанных систем поведения, причем каждая из них стремится к балансу и равновесию внутри себя». Человек стремится достичь цели (ей) на основе прошло‑ го опыта, причем он обладает тем или иным типом поведения: 1) установка, создаваемая действиями и объектами непосредствен‑ но вокруг человека; 2) установка, создаваемая привычками. Джонсон выделила 7 основных подсистем в поведении человека: • достижение (контроль над собой); • присоединяющая (взаимоотношения с другими людьми); • агрессивная (самозащита, самоутверждение); • зависимая (зависимость от других); • пищеварительная (поддержание целостности организма, теле‑ сные удовлетворения); • выделительная (выделение продуктов жизнедеятельности); • сексуальная (сексуальное удовлетворение). Источником проблем пациента является разбалансирование подси‑ стем организма в случае болезни или изменения образа жизни. Цель ухода – восстановление равновесия. При этом уход может быть на‑ правлен на изменение: • мотивов поведения; • действия подсистемы, ограниченного прошлым опытом человека; • поведения человека, определяемого прошлой предрасположенно‑ стью к тому или иному типу действия;

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy