372

53 • установки, создаваемой окружающей средой (1 тип), прошлым опытом (2 тип). Если изменения функциональные, то целью сестринского ухода является обеспечение защиты, обеспечение опеки, обеспечение сти‑ мулирования к изменению поведения. Направленность сестринско‑ го вмешательства: необходимо оценить каждую подсистему и опре‑ делить нарушения в ней и причины этого нарушения (структурные или функциональные). Нетипичные изменения в поведении говорят о функциональных нарушениях, наличие подобного поведения в про‑ шлом – об органических. Способы сестринских вмешательств: • контроль или ограничение поведения какими-либо рамками; • защита от угроз и других стрессоров, вызывающих стресс; • торможение (подавление) неэффективных реакций; • стимулирование к изменению поведения, партнерство, опека. Оценка результатов ухода проводится в рамках одной подсистемы по поведению пациента либо вместе с изменениями условий окружа‑ ющей среды. Модель К. Рой (адаптационная). Согласно этой модели медсестра является педагогом-организатором и роль ее – способствовать адапта‑ ции человека в период заболевания и здоровья. Автор считает, что фи‑ зиологические и психологические системы существуют в состоянии относительного равновесия и в норме человек адекватно справляется со своими переживаниями. Пациента она определяет как индивида, приспосабливающегося к окружающей среде с помощью адаптацион‑ ных систем. Рой выделяет «раздражители» трех типов: • очаговые – находятся в окружении человека; • ситуационные – возникают при оказании сестринской помощи и находятся рядом с очаговыми; • остаточные – результат прошлых переживаний и взаимоотношений. Эти раздражители влияют на уровень адаптации. Если они попада‑ ют внутрь уровня адаптации, равновесие сохраняется, если за его пре‑ делы – возникает болезнь. К. Рой предложила 4 системы адаптации: • физиологическая; • Я – концепция; • роль – функция; • взаимозависимость.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy