372

68 Тема 4. ОБЩЕНИЕ С БОЛЬНЫМ. СБОР АНАМНЕЗА ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА Студент должен знать: 1. Методику сбора анамнеза; 2.Основные разделы анамнеза, требования к каждому из них; 3. Возможные ошибки при сборе анамнеза; 4.Определение деонтологии; 5. Определение и классификацию ятрогенных заболеваний; 6.Виды и функции общения; 7. Структуру и процесс общения. Студент должен уметь: 1. При расспросе больного применять основные правила эффективного общения; 2.Правильно и эффективно для диагностики собрать анамнез; 3. Конкретизировать каждую жалобу пациента; 4.Выделять основные и сопутствующие жалобы; 5. Собирать анамнез у разных категорий больных (с нарушениями речи, памяти, слуха и т. д.). РАССПРОС БОЛЬНОГО По мнению профессора Г. А. Захарьина, расспрос – это «медлен‑ ный и тяжелый путь». Между тем, как говорил С. П. Боткин: «Субъек- тивные ощущения больного являются путеводной нитью для врача в его работе с больным». Расспрос больного ( interrogatio ) представляет собой один из важней‑ ших методов непосредственного исследования пациента, который свой‑ ственен только практической медицине. Речь используется как средство общения людей для обмена их мыслей и взаимного понимания. Иссле‑ дование больного посредством расспроса основывается главным обра‑ зом на его воспоминаниях и поэтому носит название анамнеза (греч. anamnesis  – воспоминание), но расспрос включает в себя также анализ и оценку переживаний и ощущений больного, то есть жалобы. Расспрос играет исключительно важную роль в диагностике мно‑ гих заболеваний внутренних органов. Те жалобы, которые больной предъявляет при расспросе, характерные этапы развития болезни, некоторые особенности истории жизни больного позволяют неред‑ ко с самого начала высказать правильное предположение о диагнозе

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy