372

70 Г.А. Захарьин проводил расспрос больного иногда в течение нескольких часов. Различают главные и дополнительные жалобы, основные и менее значительные. Жалобы собираются на настоящее время, при знакомстве больного с врачом. Перед пациентом ставятся вопросы: «На что жалуе‑ тесь?», «Что Вас беспокоит?». Вполне уместно в начале беседы дать воз‑ можность высказаться самому больному, а затем, с учётом услышанного, задать необходимые дополнительные вопросы. Таким образом, расспрос продолжается уже при самом активном участии врача или расспраши‑ вающего студента. Необходимо помнить, что расспрашивающего в этот момент интересуют не предшествующие диагнозы, которые может на‑ чать перечислять больной, а его субъективные ощущения болезни. Крат‑ кость в данном случае является не «сестрой таланта», а выливается в де‑ фект диагностики. Основное требование к данному разделу расспроса – полнота со‑ бранных жалоб, это значит, что каждая жалоба больного должна быть врачом детализирована. Больные нередко не придают значения осо‑ бенностям своего ощущения, отмечая только его наличие. Если пациент предъявляет жалобы на боль, то выясняют: 1. Локализацию боли, 2. Иррадиацию (распространение) боли, 3. Продолжительность боли, 4. Интенсивность боли, 5. Характер боли (тупые, разрывающие, жгучие, давящие, колю‑ щие, сжимающие, распирающие, сверлящие, схваткообразные боли), 6. Причины возникновения боли, 7. Факторы усиливающие боль, 8. Факторы облегчающие боль (лекарства, физические факторы – тепло или холод, поза), 9. Сопутствующие болям симптомы (тошнота, головокружение и др.), 10. Закономерности появления боли (если имеются). Все жалобы, излагаемые больным, записываются в отредактиро‑ ванном виде, желательно посистемно. Слова «редакция жалоб» под‑ разумевают запись жалоб больного на литературно правильном и по‑ нятном языке. Кроме того, больной может излагать жалобы хаотично. Задача же врача «рассортировать» их посиндромно или посистемно, так, чтобы вырисовывалась определённая картина заболевания, запи‑ сать их детально, коротко и чётко.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy