372

72 Общий анамнез (anamnesis communis). Как правило, при любых заболеваниях наблюдается ряд субъективных признаков, важных для установления диагноза, о которых больной не упоминает в своих жа‑ лобах. Из многих неприятных ощущений наиболее сильно беспокоят только некоторые, и их больной считает наиболее заслуживающими внимания, об остальных он может не говорить. В связи с этим, необ‑ ходимо путем детального расспроса больного дополнительно выявить те ощущения, которые указывают на болезненные отклонения функ‑ ции всего организма и отдельных систем. Следует подчеркнуть, что при патологии внутренних органов всег‑ да нарушение функции одной из систем организма влечет за собой рас‑ стройство функции других органов и организма в целом. Поэтому уточ‑ няется наличие (или отсутствие) общих изменений (общая слабость, озноб, быстрая утомляемость, боли в мышцах, суставах), а далее сле‑ дует провести опрос по возможным нарушениям в отдельных системах (сердечно-сосудистая, дыхания, пищеварения, мочеполовая). Эта часть расспроса представляется наиболее важной и ответственной, так как врачу необходимо представлять себе, какие жалобы могут встречаться при поражении той или иной системы. Условно этот дополнительный опрос можно назвать активным выявлением жалоб. Анамнез жизни (anamnesis vitae) представляет собой медицин‑ скую биографию больного. Изучение истории жизни позволяет про‑ вести углубленный анализ физического, психического и социального развития обследуемого, его образа жизни с целью обнаружения воз‑ можных факторов риска и пусковых механизмов ухудшения здоровья или возникновения заболевания. Историю жизни пациента изучают в определенной последовательности. 1. Место рождения, бытовые условия детства, перенесенные забо‑ левания в детстве. 2. Трудовой анамнез: когда начал работать, характер и условия ра‑ боты, профессиональная вредность. Последующие изменения работы. Условия труда в настоящее время. Подробно охарактеризовать про‑ фессию. Характеристика рабочего помещения (температура, пыль, сквозняки, сырость, характер освещения, контакт с вредными веще‑ ствами), длительность рабочего дня и перерыва в работе. Использова‑ ние выходных дней и периодического отпуска. Бывают ли конфлик‑ ты на работе.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy