372
6 За рубежом у истоков развития сестринского дела стоят «три обра‑ за» медицинской сестры. Первый образ – сестра-мат ь – связан с этапом, когда медицина являлась достоянием всех и каждого. Зарождение медицины связано с матриархатом, когда женщина, стоящая во главе рода, сознательно обобщает практический опыт и использует его для излечения соро‑ дичей. Уход за больным осуществляла женщина из числа домашних, используя обряды и травы. У славян это «берегини» – женщины-пра- родительницы, женщины-хранительницы домашнего очага, в Египте – это Могучая Полидамна, в Чехии – Мудрая Каза, в Колхиде – Ме‑ дея, в «Иллиаде» Гомера – светлокурая Агамеда, знавшая все целеб‑ ные травы. Второй образ – божий работник , служитель церкви – связан с эта‑ пом возникновения религии. Основные лекари – это священники, зна‑ хари. «Лечебными учреждениями» являются храмы (храм Асклепия). Появились служители – дьяконы ( diakonos – служитель), обязанно‑ стью которых было заботиться о немощных и больных. Им помога‑ ли женщины-дьякониссы, среди них были даже особы царского рода. В IX веке организуется самая старейшая Салернская школа в Италии. В XI веке появляются дома-кельи (богадельни на 10 больных), кото‑ рые стали называться больницами, а в Европе – госпиталями. В Гер‑ мании и Нидерландах создаются общины женщин и девиц (беги‑ ны) для ухода за больными. Они существовали вплоть до XX века. В XII веке во времена крестовых походов появляются госпитальные медицинские отряды. Таким был Орден святого Лазаря в г. Иерусали‑ ме для ухода за прокаженными (отсюда пошло слово «лазарет»). По‑ явление учения, трактата об уходе приходится на XIII век, когда в Са‑ лернской школе Арнольд из Виллановы пишет поэму «Салернский ко‑ декс здоровья». В этом кодексе сформулированы правила режима дня и питания, подробно рассмотрены свойства различных пищевых про‑ дуктов, описаны виды темперамента, даны сведения о строении че‑ ловеческого тела. Ученые этой школы написали множество сочине‑ ний, посвященных уходу за больными. Феррарий написал исследова‑ ния о лихорадке, Музандин – сочинение о приготовлении кушаний и напитков для больных. Третий образ – слуга – относится к периоду, когда помощь стали оказывать люди, имеющие специальное образование, посвятившие
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy