372

78 На процесс общения и взаимодействия между людьми оказыва‑ ют влияние самые разнообразные физиологические, психологические и социально-культурные факторы, такие, как: • конституциональный тип человека, • психофизиологические особенности, • темперамент, • характер, • культурный и образовательный уровень, • нравственные качества личности, • ценностные установки (ориентиры), • жизненные цели, • мотивации, побуждения, • интеллектуальный и творческий потенциал, • жизненная позиция (активная, пассивная, потребительская, «про изводящая», берущая, отдающая, зависимая, независимая и др.), • психологические проблемы и комплексы, • усвоенные социальные роли («студент», «преподаватель», «мед‑ сестра», «врач», «начальник», «подчиненный» и т. п.). Выделяют следующие виды общения: 1. Внутриличностное. Это внутренний диалог человека с самим собой, обдумывание проблем, различных вопросов, анализ ситуаций, построение планов и т. п. Например, медсестра говорит себе: «Надо еще раз измерить температуру у Н.», но она не произносит это вслух. 2. Межличностное. Это общение двух и более людей между собой. Включает в себя все разнообразие уровней, форм, стилей и методов общения. 3. Общественное. Это общение человека с группой людей, коллек‑ тивом, большой аудиторией. Общение выполняет три главные функции: 1. Коммуникативная – это обмен информацией в процессе общения. 2. Интерактивная  – это способность людей к взаимодействию друг с другом и обмену действиями, поступками, опытом, мнениями, отношениями и т. п. в процессе общения. 3. Перцептивная  – это способность восприятия и эмоционально‑ го переживания проблем каждого из участников процесса общения и, как результат, – установление и уточнение характера взаимоотноше‑ ний и взаимопонимания.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy