372
79 Каждая из этих трех функций чрезвычайно важна и обязательно должна иметь место в каждом акте общения между людьми, так как де‑ лает этот процесс максимально полным, целостным и эффективным. Структура процесса общения. Процесс общения имеет следую‑ щую структуру: • первое звено – это отправитель сообщения (информации), то есть человек, инициирующий общение; • второе звено – это само сообщение, то есть передаваемая вер‑ бальная (речевая) и невербальная (неречевая) информация; • третье звено – это используемый канал передачи информации (речевой, неречевой, письменный и т. д.); • четвертое звено – это получатель сообщения, информации, то есть партнер по общению, собеседник; • пятое звено – это факт подтверждения или неподтверждения со‑ беседником получения сообщения, то есть обратная связь. Данный фактор является чрезвычайно важным для осуществления эффектив‑ ного общения между людьми. Оптимальным считается общение, при котором активно задейство‑ ваны все пять звеньев. Нарушение в каком-либо звене может приве‑ сти и к нарушению самого процесса общения в целом и в результате – к взаимному непониманию между собеседниками или даже конфликту. Механизмы общения. Основными психологическими механизмами, лежащими в основе восприятия и понимания собеседника при межлич‑ ностном общении, являются идентификация, эмпатия и рефлексия. Идентификация представляет собой процесс почти полного ото‑ ждествления человека с собеседником и даже «забвение себя» во вре‑ мя общения. Это помогает, образно говоря, «влезть в шкуру» другого человека, почувствовать, понять и пережить все, что чувствует, пони‑ мает и переживает другой человек. Близким к идентификации механизмом восприятия является эмпа- тия, то есть способность к глубокому эмоциональному контакту и со‑ переживанию другому человеку, помогающая глубже понять его и от‑ кликнуться на его нужды и проблемы. Данный механизм восприятия и общения является наиболее желательным в медицинской практике как в общении с коллегами, так и в общении с пациентами. Рефлексия – это процесс логического анализа проблем, поступков и состояний собеседника, приводящий к определенным обобщениям
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy