372
80 и выводам о человеке. В социальной психологии рефлексия означает также способность человека к осознанию того, как он воспринимается своим партнером по общению. Каналы общения. В общении выделяют: 1) устную речь , которую получатель слышит; 2) неречевое (невербальное) сообщение (позы, же‑ сты, мимика), которое получатель видит; 3) письменное сообщение – слова или символы, которые получатель читает. В некоторых случаях используют сразу несколько каналов обще‑ ния (например, устная речь, а затем письменное сообщение). По дан‑ ным А. Мейрабиана, в общении только 7% информации предается пу‑ тем вербальных средств (только слов), 38% – за счет звуковых средств (включая силу звука, тембр и интонацию голоса) и 55% информации передается за счет невербальных средств. Часто при наличии всех пяти элементов общения собеседники пло‑ хо понимают друг друга. Причинами этого могут быть быстрая или невнятная речь, неправильно выбранный канал передачи сообщения (пациент плохо слышит, не понимает речь после перенесенного ин‑ сульта или не может прочитать письменное сообщение), отсутствие подтверждения о получении и понимании сообщения. Вербальное общение предполагает два важных элемента: что вы говорите и как вы говорите. Для эффективности вербального обще‑ ния необходимо: • говорить медленно, с хорошим произношением, короткими про‑ стыми фразами; • не злоупотреблять специальной терминологией, иначе пациент не поймет, о чем идет речь, что значительно снижает доверие к ин‑ формации, даже пугает пациента; • выбирать скорость и темп речи (при быстрой речи пациент может подумать, что медсестра торопится и не хочет его слушать, при мед‑ ленной – что она недооценивает его возможность воспринимать ин‑ формацию); • выбирать нужную громкость: говорить так, чтобы вас слышали, не кричать; • правильно выбирать время для общения: собеседник должен иметь желание и интерес к разговору; • не начинать беседу сразу после информации врача о неизлечи‑ мом заболевании или неблагоприятном прогнозе;
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy