372

82 мимика часто сообщает совсем не то, что люди говорят. Например, че‑ ловек произносит: «Рад вас видеть», при этом его выражение лица го‑ ворит: «Как не вовремя опять пришел этот посетитель!». Иногда все тело собеседника участвует в передаче сообщения. На‑ пример, быстро и уверенно входящий в комнату человек демонстри‑ рует свое благополучие либо чувство гнева. Медленная походка мо‑ жет быть при неуверенности, страхе, тревоге. Собеседник, сидящий положив ногу за ногу или скрестив руки на груди, демонстрирует за‑ крытость и нежелание общаться. Важнейшим каналом общения является взгляд «глаза в глаза», взгляд часто дополняет то, что недосказано словами и жестами, придает под‑ линное значение произнесенной фразе. По данным исследований, более 50% времени общения собеседники смотрят в глаза друг другу. В языке жестов большую роль играют руки, не только комменти‑ руя события или указывая направления, но и передавая эмоциональ‑ ное состояние. Так, беспокойство может проявляться непрерывным движением рук, перекладыванием предмета из руки в руку и т. д. Значительно влияет на общение с пациентами выражение лица мед‑ сестры. Нахмуренные брови означают раздражение или неудоволь‑ ствие, улыбка – знак приветствия или одобрения. Нередко пациенты отмечают, что со словами «Все в порядке» медсестра покачала головой, посмотрела на рану недовольно, и делают выводы о тяжести и прогно‑ зе заболевания. В связи с этим следует научиться контролировать выра‑ жение своего лица, чтобы смягчить чувство страха у пациентов. Внешний вид сестры является одним из важных аспектов невер‑ бального общения. Если она одета профессионально, пациент больше будет доверять ей. Большое количество украшений, причудливый ма‑ никюр раздражают больных. Письменное общение может быть эффективным при учете следу‑ ющих рекомендаций: • пишите аккуратно (печатными буквами при плохом почерке); • выбирайте правильный размер и цвет букв; • убедитесь, что в записку включена вся необходимая информация; • пишите грамотно; • выбирайте понятные и простые слова. Кроме того, необходимо учитывать: • умеет ли человек читать; • понимает ли он написанное;

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy