372
83 • видит ли написанное; • знает ли язык, на котором написано сообщение. Зоны комфорта. В общении важны зональные пространства, кото‑ рые у каждого человека свои и находятся в следующих пределах: интим‑ ная зона – 15–46 см, личная – 0,46–1,2 м, социальная – 1,2–3,6 м и обще‑ ственная – более 3,6 м. Сестре следует учитывать, что общение будет бо‑ лее успешным, если оно происходит в зоне комфорта, или личной зоне. В то же время при выполнении тех или иных процедур сестра «вторга‑ ется» не только в личную, но и в «интимную» зону. Сестра, зная и по‑ нимая трудности, которые при этом может испытывать пациент, должна быть особенно внимательной и деликатной. Например, размер комфорт‑ ной зоны сестры позволяет ей стоять близко к другим людям, но они испытывают при этом неудобство и отодвигаются, поскольку размер их комфортной зоны меньше. И, наоборот, сестра может чувствовать себя комфортно только в том случае, если вокруг нее большое пространство, а человек думает при этом, что он ей неприятен и поэтому она стоит (сидит) так далеко. Сестринскому персоналу, с учетом специфики дея‑ тельности, часто приходится «вторгаться» и в личную, и в интимную, и в сверхинтимную (менее 15 см) зону комфорта пациента, выполняя те или иные сестринские манипуляции. В связи с этим нужно внимательно относиться к зоне комфорта каждого и находить взаимоприемлемое для сестры и пациента расстояние. Нужно быть очень внимательной к про‑ явлению пациентом и (или) его близкими чувства дискомфорта, связан‑ ного с вторжением в зону комфорта. Основные правила эффективного общения. Существует несколь‑ ко правил эффективного общения, знание которых поможет медицин‑ скому работнику установить психологический контакт с пациентом, поддерживать атмосферу доверия и даст возможность взаимодей‑ ствия и сотрудничества в борьбе с недугом (болезнью). Эти простые правила также помогут создать и сохранить спокой‑ ную, взаимоуважительную и доброжелательную атмосферу как в кол‑ лективе, так и в общении с пациентами. 1. Проявляйте искренний интерес и уважение к личности собесед‑ ника. 2. Постарайтесь увидеть, понять и оценить достоинства человека, с которым вы общаетесь. Выразите это словами ободрения и похвалы. 3. Будьте открыты, благожелательны, позитивны и приветливы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy