000373
8 Этот процесс способствовал мировоззренческому разделению трех ранее тесно взаимосвязанных категорий: Бог – Человек – Природа, хотя появле- ние оппозиции «внутренний – внешний» в Европе относится по времени еще к эпохе Возрождения. Признание независимости пар отношений Бог – Че- ловек и Бог – Природа способствовало тому, что «внешний мир» стал рас- сматриваться как совокупность явлений, развивающихся по своим, вполне определенным, но не известным Человеку и, возможно, даже независимым от Бога законам (Декарт, 1953, с. 62). Соответственно это потребовало но- вых методов получения знания о таких «независимых сущностях», методов иных, чем «размышления о высших материях». Коль скоро Природа пред- ставлялась независимой и универсальной, существующей по своим законам, единственно верным способом получения знаний о ней было признано ее «испытание», то есть – эксперимент . Именно эти два обстоятельства – дифференциация знания о мире и ста- новление нового метода получения знания о Природе – способствовали ин- ституционализации науки Нового времени и легли в основу системы гносе- ологических принципов. Таким образом, универсализм есть базовый принцип данной системы, предполагающий единые основания для изучения всего многообразия физиче- ского мира, что требовало принятия постулата об универсальности Природы . Что удивительно и неудивительно одновременно – именно крайне смелое и от- ветственное принятие фундаментального допущения, на основании которого будет строиться все научное здание настоящего и будущего не составило про- блемы в рамках средневекового ре¬лигиозного знания: мир, созданный едино- сущим Богом – един, следовательно, и способ признания мира универсален. Индуктивный метод целиком вырастает из принципа универсализма, который служит основой для обоснования индуктивизма в практике на- учной деятельности. Считается, что поскольку природа универсальна, по- стольку получение знаний о каком-либо классе явлений возможно путем расширения знани я об одном объекте, представителе этого класса, на весь класс объектов. Эмпирическим обоснованием подобной установки выступа- ет экспериментализм: необходимо получить совокупность повторяющихся наблюдений объекта, чтобы иметь возможность относительно безошибочно судить обо всем классе таких объектов. Следствием подобного взгляда на способ получения знания о природе явля- ется, видимо, и исследовательская «рефлексия» по отношению к организации физического мира, поскольку она реализуется в гносеологическом принципе редукционизма . Во многом редукционизм оказывается операционной осно- вой исследовательской программы ученого: сведение некоторой системы к ее более простым составляющим позволяет, как это часто кажется, «проще
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy