000373

10 науки - только в начале XIX века стараниями Наполеона и Либиха практиче- ское знание стало получать статус научного (Парсонс, Сторер, 1980, с. 31—32). Признаки естественно-научной теории в психологии проявляются в том, что изначально психология формировалась по образу и подобию естественных наук. 1. Инкапсулированные и безусловно принимаемые естесстественно-на- учные посылки психологией (Palya, 2000): – пространство и время есть реальность ; – материя, природа, вещи, люди, предметы есть реальность ; – все существует как некоторая величина и количество ; – универсум есть некий порядок ; – все события чем-то обусловлены ; – люди способны понимать их универсум. 2. Психология добывает знания с позиций «систематического эмпирицизма» – в общенаучном плане понимаемым, как «практики наблюдения, которому до- веряют». В философском аспекте «эмпирицизм» означает объединение в единую традицию эмпиризма, рационализма и прагматизма. С экспериментально-иссле- довательской стороны «систематический» подразумевает, что данные наблюде- ния и эксперимента планируются, структурируются, систематизируются с по- зиций теории и доказательности. Ярким примером данного подхода выступают «принципы доказательной медицины» ( evidence based medicine ) и создание Ко- крановского научного сообщества в клинической практике. В таком случае, на- блюдение и эксперимент «управляются» теорией, одновременно полученные с их помощью научные факты тестируют и проверяют объективность и истинность теории эмпирически ( Stanovich , 1992; Поппер, 1992; Bunk , 2000) (рис.1). Рис.1 Взаимосвязь метода и теории 3. Психология использует элементаризм: – выделяет в изучаемом явлении отдельные признаки; – качественные особенности выражает в количественном виде; – выражает концепции через их эмпирические референты; – посредством операциональных дефиниций тестирует теории и форму- лирует гипотезы. 4. Психология стремится к независимости наблюдаемых феноменов от наблюдателя, чем достигается объективность и устранение предвзятости, субъективизма и произвола исследователя : – наблюдатель не может вмешиваться в наблюдаемые феномены ( Stano­ vich , 1992, Palya , 2000);

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy