000373

11 – результаты исследований должны быть обезличены: факты свиде- тельствуют о природе явлений, а мнения наблюдателя их искажают (Го- релов, 2000). 5. Психология изучает и ненаблюдаемые феномены, используя приборы и косвенные методы измерения. 6. Психология считает, что природа феноменов носит упорядоченный характер, поэтому изучение приводит к каузальным объяснениям – преоб- ладают теории каузального типа (Saughnessy,Zechmeister, 1994): – главная цель – описывать, синтезировать, объяснять и предсказывать факты проявлений фрагментов мира, которые распространяются на новые группы людей, обстоятельства, будущее; – опирается на логику и математику; – наблюдение и эксперимент проводятся на выборках (множествах) лю- дей, а описание редкого «случай-контроль» феномена имеет наименьшую достоверность среди сплошных, когортных и выборочных исследований в рейтинге, например, достоверности доказательной медицины. 7. Психология проводит количественные и качественные исследования. Ко- личественные наблюдения считаются достовернее качественных, потому что: – позволяют распространять полученные результаты на генеральную со- вокупность; – определять надежность и валидность измерений; – измерять эффекты воздействий одних феноменов на другие; – измерять силу, характер и направление взаимосвязей и взаимовлияний феноменов; – предсказывать по одним феноменам другие ( Suter, Lindgren, Hiebert , 1989). 8. Психология применяет наблюдение и эксперимент для определения вклада в изучаемые явления одних факторов независимо от других в кон- тролируемых условиях ( Crowl, 1993). 9. Психология использует публичность как верификацию данных наблю- дения и теории многими исследователями независимо друг от друга с целью появления возможности проследить в деталях обоснованность выдвигаемых гипотез и способов их тестирования, использованные методы, полученные результаты и соответствие выводов результатам (Stanovich, 1992). Обособление гуманитарных наук от естественных началось в XVII веке под влиянием дуализма картезианцев, разделения «природы и человека», «ма- терии и сознания», «физического мира и социально-духовного» ( Gulbenkian Commision …1996). C возникновением гуманитарного знания культурно- историческая психология развивалась в его русле. Подчеркивание соци- альных, культурных и исторических факторов, определяющих своеобразие психики, поведения и деятельности человека являлось ее изначальной и главной идеей.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy