000373
12 Основателем культурно-исторической психологии, или «второй» психо- логии (Коул, 1997) считается Вико (1668-1744), бросивший вызов Декарту, опиравшемуся на естественные науки и дедуктивную логику: «История яв- ляется ключом к любой гуманитарной науке, выражает человеческую волю и дает большие знания о человеке, чем естественные науки». Вико настаи- вал, что человек – не только рациональный и интеллектуальный, но и чув- ствующий, мечтающий и переживающий. Аналитическому методу Декарта он противопоставил синтетический, приводя в пример его возможностей де- дуктивным путем построение Евклидом геометрии ( Vico , 1990). Развитие культурной психологии в начале XIX века связано с Гумболь- том (1767-1835), благодаря которому «вторая психология» стала обозначать- ся как Volkerpsychologie – «психология народов », призванная изучать «дух народа» – высшие психические функции как психический продукт, создава- емый общественным характером человеческой жизни (Коул, 1997). В середине XIX века Миль (1806-1873) предлагает единое синкретиче- ское определение «дуальная психология» , которая состоит из двух «ветвей»: естественно-научной (психологии, предмет которой – человек, а метод – экс- перимент и дедукция) и гуманитарной (этологии, предмет которой – изуче- ние типов характера человека методом размытых обобщений, приводящие к образованию целого из элементов). Вундт (1832-1920) развивает идеи Миля, разделяя психологию на «физио- логическую» и собственно «психологическую» , создав первую в мире науч- ную психофизическую лабораторию в Лейпцигском университете Зарожденная Вико и последовательно сепарируемая от естественно-науч- ной традиции в трудах Гумбольта, Миля и Вундта культурно-историческая психология наполняется собственным смыслом и индивидуальной неповто- римостью в конце XIX века благодаря Дильтею (1833-1911), объявившему «субъективность» гуманитарных наук как главный критерий их отличия от естественных, назвав их область «гуманитарно-социально-исторической реальностью». Дильтей полагал, что предметом гуманитарных наук являют- ся взаимодействия личного опыта, рефлексирующего понимания и выраже- ния человеческого духа в жестах, словах и искусстве в обязательном ракурсе исторического. В XX веке культурно-историческая психология получает мощное и ди- намичное научное развитие в России (Выготский, 1982; Леонтьев, 1994; Рубинштейн, 1969), США, Франция, Германия (Коул, 1997). При станов- лении этнокультуральной психологии и психиатрии и методологическим подразделением их научных исследований на etic и emic подходы куль- турно-историческая психология находит себя в кросс- культуральных ис- следованиях (М. Мид, К Пайк, 1985; Segall, Lonner, Berry . 1998; Hermans, Kempen , 1998).
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy