000373
13 При развитии культурно-исторической психологии в середине XX века возникает еще одно течение – Социальный конструкционализм и конструк- тивизм (Greer, 1997), постулирующее «первичность социального», и что «люди являются продуктом их культурной и личной историй, ближайшего социального окружения». Данная позиция подчеркивается отрицанием ин- дивидуального поведения и индивидуальности, сосредотачиваясь на иссле- дованиях взаимоотношений между людьми, которые производят «внутрен- ние миры» субъективного опыта. Главное внимание последователей данного течения приковано к дискурсивной практике людей ( Zimbardo,McDermott, Janssz, & Metaal , 1995). Человеческой жизни присуща коллективная актив- ность, а человек характеризуется субъективностью и интенциональностью, что коренным образом отличает культурно-историческую психологию и дискурсивную практику от естественных наук ( Harre , 2000). Однако под- ходит близко к социобиологии – не по предмету, но по методу! В настоящее время естественно-научная и культурно-историческая пси- хология часто «выходят» за методологические рамки и ограничения соб- ственных традиций в связи со сложностью изучаемого феномена – Человека, имеющего в своем мироздании и физические, химические, физиологические структуры и закономерности, и индивидуально опытные, рефлексирующие, интенционально взаимодействующие понимания и смыслы. Например, в естественнонаучной психиатрии применяются качественные исследова- ния редких случаев заболеваний и особо опасных действий, а в составле- нии психологического и патопсихологического портрета в криминальной психологии часто используется априорный по сути психодинамический фрейдистский подход – что говорит о применении культурно-исторической методологии. А эмпирическая эстетика, возникшая в оппозиции к эстети- ке «сверху», восходящей к философской эстетике, берет начало от Фехнера ( Fechner , 1897) и как эстетика «снизу» использует естественнонаучную ме- тодологию по отношению к гуманитарной области своего предмета (Иван- ченко, Харуто, 2000; Мартиндейл, 2000). Поэтому мы говорим об явной и неявной «гуманизации» естествознания в последнее время. Рассмотрим три фундаментальные идеи современной культурной психологии: 1. Она руководствуется идеями социального конструктивизма и кон- струкционализма, включая социально-историческую теорию Выготского. Психические функции рассматриваются как обусловленные социально об- условленные феномены. 2. Она амальгамировала идеи феноменологии Гуссерля, в которой Чело- век рассматривается как: – активная;
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy