000373

15 Требования к достоверности результатов конструирования общих пат- тернов как процесса генерализации индивидуального опыта или поведения в наиболее общих существенных особенностей феномена: – использование контролируемых и систематических данных; – раскрытие внутрикультурного единообразия; – раскрытие вариации культурно-исторического знания. 6. Качественное исследование направлено на постижение сущностных особенностей феномена, а не на фиксацию поверхностных проявлений («не- полных индикаторов» сущности феноменов). Сущность находится в общих паттернах, а теоретические концепции, в которых схвачена эта сущность должны направлять, организовывать и структурировать наблюдение куль- турного психолога. 7. Наблюдатель и мир – не тождественны, психические функции соци- ально обусловлены, поэтому наблюдения могут: – соответствовать; – не соответствовать; – неполно соответствовать реальности феномена. В связи с этим рассматриваются три вида валидности: – дескриптивная – соблюдение точности описания фактов; – интерпретативная – контролирует умозаключения о значениях действий; – теоретическая (объяснительная) – направлена на идентификацию моти- вов и причин как источников феноменов. 8. Культурная психология многократно перепроверяет полученные ре- зультаты изучения феномена: – через множество ситуаций, состояний, действий и поступков; – учитывает характер предшествующих и последующих ответов респон- дентов; – использует метод перекрестных оценок, получаемых от нескольких экспертов. 9. Психологические, культурные и социальные феномены определяются концептуально, а не операционально. 10.Понимание предполагает не только описание феноменов, но и объяс- нение их. Социально-культурная активность рассматривается как главный источник объяснения. В силу этих трех обстоятельств гуманитарные пауки не могут основы- ваться на тех же гносеологических принципах, что и естествознание; они могут использовать эти принципы лишь до определенных пределов. Дру- гими словами, если здесь и возможна универсалистская позиция, то индук- тивный способ рассуждений часто ведет к ошибкам, а редукционизм едва ли допустим. Можно принять следующее определение гуманитарного позна- ния, отражающее его существенные особенности: это субъективированное

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy