000373
16 понимание объектов и явлений. Такая формулировка, конечно, очень груба, а кроме того, как хорошо видно, построена она по схеме оппозиции к прин- ципам естественных наук. Однако думается, что всякое сравнение двух раз- личных моделей познания легче проводить, располагая полярно противопо- ложными, пусть грубыми, схемами. Имея перед глазами две крайние точки отсчета, возможно легче найти точки соприкосновения и перехода. Общая характеристика и основные понятия Сознание выступает объектом исследования многих наук (философия, антропология, социология, психология, педагогика, физиология), круг кото- рых все более расширяется. Однако свести воедино научную информацию, получаемую всеми этими дисциплинами, чрезвычайно трудно, и в силу это- го существует множество толкований термина «сознание». Философское определение сознания В философии понятия «сознание» и «материя» рассматриваются как две основные разновидности бытия, сущности вообще. На всем протяжении из- учения философской категории «бытие» наиболее острой была и остается проблема соотношения этих двух основных типов реальности – объектив- ной (материальной) и субъективной (идеальной), из которых одна предше- ствует другой и порождает ее (идеализм и материализм). А может быть, в мире существует не одно, а два начала: материальное и идеальное. Они неза- висимы, вечны, не сводимы и не выводимы друг из друга – развиваются по своим законам, хотя и взаимодействуют (дуализм). В материализме признается первичность материи, а сознание возникло в результате длительной эволюции живого. Совершенствование нервной си- стемы послужило основным источником развития психики и сознания. Эти новые свойства нервной системы приобретались в результате приспособле- ния к среде и закреплялись в генотипе. Решающим для формирования сознания человека стало изготовление им орудий труда и появление языка. Только с возникновением сознания у человека появилась способность выделять себя из природы, познавать и овладевать ею. Индивидуальное сознание человека формируется в процессе воспита- ния, усвоения им выработанных за длительное время существования че- ловечества понятий, взглядов и социальных норм, причем это усвоение требует опоры на непосредственные впечатления от предметов и явлений действительности. На определенном этапе развития индивидуального со- знания у него появляется рефлексивная способность, т.е. готовность созна- ния к познанию собственных психических процессов и самого себя. Рефлек- сия является совершенно необходимой характеристикой сознания, которую признают все исследователи. Без рефлексии человек не мог бы иметь даже представления о том, что у него есть психика.
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy