000373

17 Психика как бы спонтанно появляется на определенном этапе развития жи- вой материи, и в этом, возможно, заключается слабость материалистической точки зрения. Существуют и другие методологически сложные для разреше- ния материалистическими науками задачи, касающиеся объяснения связей и зависимостей психического от материального. К ним относятся психофизио- логическая проблема, определение анатомо-физиологического субстрата це- лого ряда идеальных (психических) явлений – личностный смысл и значение языковых форм, разум и сознание, воля и рефлексия (Немов Р.С., 1994). Психологическое определение сознания В психологии предпочтение отдается определениям, которые могли бы отграничить сознание от других психологических понятий, т.е. мышления, внимания, воли и прочих, хотя сознание как таковое не существует вне всех этих психических процессов. В психологии понятие «сознание» более слу- жит для определения сущности особого качества протекания психической деятельности: осознанно протекающие психические процессы четко и ярко субъективно переживаемы, узнаваемы, управляемы и подотчетны. При этом возникает возможность выбора и направления их в сторону решения задач, которые мы себе ставим. Другими словами, сознание является особой фор- мой психического отражения у человека, интегрирующей в себе все другие психические процессы, обеспечивая их взаимодействие, т.е. сочетаемость, последовательность, непрерывность и целенаправленность их протекания. Достаточный уровень развития отдельных высших психических функ- ций в их тесном взаимодействии формирует у человека внутреннее отраже- ние внешнего мира, его модель. Направляющее влияние этой модели на по- ведение и воспринимается человеком как сознание. Таким образом, основными психологическими характеристиками со- знания являются мысленное моделирование внешней действительности и рефлексия («отражение отражения») с волевым управлением психическими процессами. Кроме того, сознание тесным образом связано с речью и без нее в высших своих формах не существует. Благодаря способности к речи у человека появляется возможность к передаче другим лицам того, что он знает, т.е. человеческое сознание обладает способностью к коммуникации. Хотя коммуникативные возможности есть у многих высших животных, но только человек способен передавай, другим людям не только сообщения о своих внутренних состояниях (именно это главное в общении животных), но и знания, т.е. объективную информацию об окружающем мире. Сознание – это высший уровень психического отражения действитель- ности и саморегуляции, проявляющийся способностью личности отдавать себе ясный отчет об окружающем, о настоящем и прошлом времени, при- нимать решения и в соответствии с ситуацией управлять своим поведением.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy