000373

20 Не только психические, но и различные соматические заболевания, осо- бенно протекающие с лихорадкой или серьезными нарушениями обмена веществ, могут вызвать различные расстройства ясности сознания. Взгляд таких больных блуждающий, внимание рассеяно, и контакт с ними крайне затруднен. Они дезориентированы в обстановке, могут не узнавать окружа- ющих, а в тяжелых случаях их речь и мышление отрывочны, спутаны. Венгерский психиатр И. Харди (1988) образно сравнивал сознание с зер- калом, отражающим с соответствующей точностью внешний и внутренний мир. При расстроенном сознании, т.е. у больных с «запотевшим, грязным» зеркалом, блеск которого нарушен, а местами прерван, отражается «темная, нечистая, неясная картина». Формирование сознания в онтогенезе «Пока мы способны учиться, нет никаких причин для отчаяния разума; поскольку же мы ничего не можем знать наверняка, нет никакой почвы для самодоволь- ства и тщеславия по поводу роста нашего знания». К. Поппер Сознание от момента рождения ребенка до зрелого возраста проходит не- сколько периодов своего становления (Ушаков Г.К., 1973). 1. Бодрствующее сознание (8–10 месяцев). В первый год жизни ребенок много спит и его сознание проявляется только периодами бодрствования. Постепенно в периоды бодрствования появляются первые «реакции выбо- ра наиболее удовлетворяющих ситуаций». Например, можно заметить, что ребенок явно предпочитает находиться на руках у матери или засыпать при покачивании. Можно также заметить, что начинаются попытки исследова- ния (сравнения и сопоставления) объектов окружающего мира. Такого рода реакции и составляют первые элементы сознания, т.к. свидетельствуют о начале формирования и развития отношений ребенка к среде и начале выде- ления своего тела из окружающего. Ряд исследователей заметили и описали в этом возрасте своеобразные состояния «сытого бодрствования», при кото- рых ребенок не реагирует даже на слова матери, хотя и не спит, а мимика его выражает полное удовлетворение. Полагают, что в этом возрастном периоде в мозге активно происходят процессы формирования «схемы» тела: импуль- сы, приходящие из различных частей тела, фиксируются в прогрессивно со- зревающих мозговых структурах. Формирование в мозге структур в виде «схемы тела» закладывает основу будущего самосознания. 2. Предметное сознание (от 10–12 месяцев до 3 лет). В этом возрасте главную роль играют непосредственные впечатления действительности. Формирование сознания более связано с развитием первых образных пред- ставлений, образного мышления и речи. Однако ребенок еще не выделяет

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy