000373
21 себя из окружающего и в его речи отсутствует местоимение «Я». В зеркале он начинает узнавать других людей в 8 мес., а себя лишь в 26 мес. На фото- графиях других людей он узнает в 1,5 года, а себя – значительно позднее. 3. Индивидуальное сознание (от 3–4 до 7–9 лет). Знаменуется появле- нием у ребенка сознания своего "Я" и началом развития самосознания. Воз- можность выделения себя из окружающей среды становится возможной в связи с уже достаточным развитием первых представлений ребенка о про- странстве и времени. Сознание собственного «Я», сугубо индивидуальное в начале, в последующем претерпевает изменения по мере расширения обще- ния ребенка со сверстниками и близкими. 4. Коллективное сознание (от 7–9 до 14–16 лет) – характеризуется по- явлением в сознании ребенка к 7-9 годам новых качеств. Знание о предме- тах действительности и о себе начинает сочетаться со знанием простейших форм отношений и взаимосвязей между собой и коллективом сверстников. Обучение в старших классах школы сопровождается участием подростков в общественных событиях и появлением у них общественного, социального сознания. Все эти новые качества сознания обеспечиваются началом посте- пенного перехода после 3-4 лет от представлений об объектах пространства воспринимаемого (реального) к формированию представлений об объектах своего внутреннего мира, т.е. пространства интрапсихичес-кого, субъектив- ного (представляемого и воображаемого). 5. Рефлексивное сознание (от 14-16 до 22 лет) – характеризуется совер- шенствованием сознания и приобретением им качеств, которые создают осно- ву для научного мышления. Постепенно сознание приобретает возможность не только к созданию некой внутренней модели (фотографии) мира, но и как бы "рассматривания" изнутри полученной картины («отражение отражения»). Таким образом, при рефлексии (от лат. reflexio – обращение назад) сознание об- ращается на самое себя и производит размышление над своими психическими состояниями. Рефлексия знаменует окончательное становление самосознания. В психологической литературе описываются случаи более медленного развития самосознания у однояйцовых близнецов, воспитывающихся вме- сте. Они долго откликаются на имя своего собрата-близнеца и правильная ответная реакция у них устанавливается лишь после 2 лет. У близнецов чрезвычайно выражена эмоциональная синтонность, т.е. переживание за своего собрата, как за самого себя (сопереживание). В зеркале близнец начи- нает узнавать себя лишь в возрасте от 3 до 4 лет, а до этого смешивает свое отражение с отражением своего партнера ( Zazzo R ., 1960). Таким образом, в онтогенезе из сознания предметного, воспринимающе- го постепенно вырастает самосознание, которое в свою очередь также пре- терпевает сложное развитие: от сознания своего телесного, соматического «Я» – до сознания психического «Я». Последнее на своих высших этапах
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy