000373
40 Векторы морфогенеза 1. Снизу вверх (сначала созревают подкорковые глубинные структуры, позже – КБП). 2. От задних отделов к передним отделам КБП. 3. Справа налево (до 5–6 лет быстрее созревают структуры правого по- лушария, позже активно формируются структуры левого полушария). 4. Сверху вниз (сформированные передние отделы КБП регулируют функции нижележащих структур мозга). Методы исследования сознания «Всякая сложная система, в определении, в принципе не может быть описана исчерпывающим образом – в смыс- ле полноты описания физических объектов. Более того, она не может быть описана единственным образом». Ю. А. Шрейдер Исследование сознания представляет значительные трудности, а о рас- стройствах его приходится судить по косвенным признакам: мимика, жалобы (некоторые больные жалуются на неясность сознания), реакции на внеш- ние воздействия, оценка ориентировки, внимания, мышления и другие. При исследовании на ориентировку следует различать ориентировку во внешней среде, т.е. месте, времени и окружающих лицах (аллопсихическая ориентация), и ориентировку по отношению к самому себе – как в плане « схемы тела » (соматопсихическая ориентация), так и в плане психической жизни (аутопсихическая ориентация). Для исследования психофизиологических механизмов бодрствования и сна наиболее широкое распространение получила электроэнцефалография. С поверхности кожи головы можно записывать и вызванные потенциалы мозга, которые возникают в ответ на различные сенсорные раздражители (световую, звуковую и иную стимуляцию). Более традиционными для изучения различных состояний сознания яв- ляются описательные методы, основанные на наблюдении за поведением и самоотчетах испытуемых о своих переживаниях. В большинстве случаев методы самонаблюдения не позволяют провести количественно-формализо- ванный анализ возникающих в сознании изменений, хотя и приносят дан- ные, свидетельствующие о многообразии содержаний сознания у людей. Экспериментально-психологические методы исследования сознания еще остаются малоразработанными, но и в этой области наметились уже опреде- ленные подходы к решению проблемы. В частности, для изучения сознания все чаще стали использовать лингвистические методы, поскольку непосредствен- ным репрезентативом сознания является язык в его речевой форме. Анализ из- менений в характеристиках речи (лексика, семиотика и грамматика языка) при тех или иных психических состояниях, изменениях физиологических процес- сов в центральной нервной системе широко используется в психолингвистике
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy