000373

51 1. Проблема сходства и различия естественно-научной и культурно-исто- рической традиций по методу: − обе традиции признают роль опыта и мышления; − отличаются философскими корнями; − отличаются главенством соотношения назначения опыта и мышления в объективности познания. Естествознание подчиняет мышление опыту, сверяя концепции с эмпи- рической реальностью, поэтому теоретическое мышление объективно и бес- пристрастно. Качественная культурная психология утверждает главенство мышления в терминах понимания и интерпретации и подчиняет ему опыт, поэтому понятия понимания, интерпретации, описания, генерализации, социаль- но-культурной обусловленности вводятся априорно и сами нуждаются в эмпирической проверке и валидизации. Не решен вопрос о пристрастном влиянии фундаментальной ошибки атрибуции, апперцепции восприятия, когнитивных стилей, глубины сознания и самосознания исследователя на объективность понимания. 2. Проблема отношения к валидности: количество или качество? Фундаментальной проблемой естествознания является физичность ме- тода и его ограничения в познании субъективного мира. Фундаменталь- ной проблемой культурной психологии является проблема ее собственно научности по методу, поэтому она является необходимой и дополняющей на- учную методологию. Ратнер (Ratner, 1997) замечает, что естественнонаучная концепция науки (часто называемая позитивистской) может быть невалид- ной, а качественная непозитивистская методология – валидной. Культурная психология построена на иных основаниях и по отношению к естествозна- нию, и по отношению к гуманитарным наукам. С этих позиций нет фунда- ментальных различий между естественными науками и качественной ме- тодологией культурной психологии. Альтернативой позитивизму является наука, свободная от позитивизма, но не антинаука. Но это понимание требует выхода за пределы триады универсализма-ин- дуктивизма-редукционизма как парадигмы. Не вмешиваясь в изменение гносеологической триады современного естествознания, Ратнер предлагает стандары «новой науки», воспринима- ющей все лучшее от обеих традиций. Новая наука должна перенять от есте- ственной науки: − объективность; − доказательность; − точность; − упорядоченность;

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy