000373

4 Методологические проблемы научного исследования сознания «...Рациональность не может более отождествляться с «определенностью», а вероятность – с незнанием, как это имело место в классическом естествознании. На всех уровнях – в физике, биологии, моделировании человеческого поведения – существенную роль играют вероятность и необратимость. Мы являемся свидетеля- ми нового сближения двух «видений мира» – одного, основанного на опыте науки, и другого, формирующе- гося на личностном уровне, будь то путем интроспек- ции или из экзистенциального опыта» И. Пригожин Науки о сознаниииповедении сложных систем– от нейроэтологии до соци- оэкологии человека, от бихевиорально-когнитивной до кросс-культуральной психологии – по происхождению, по методологическому обеспечению, и по предмету исследования являются дисциплинами естественнонаучными. Со- ответственно они целиком разделяют принципы современного физически ориентированного естествознания, принимая и его гносеологические идеа- лы. Они тянутся к стройности и универсальности физической картины мира, несмотря на всю сложность своих собственных объектов. Но такое рассогла- сование между редукционистским стремлением к физической простоте и реальной сложностью исследуемых объектов приводит к накоплению вну- тренних противоречий в науках о поведении. Противоречия эти особенно обострились в настоящее время, затронув не только область прежде всего онтологии указанных наук, но и область гносеологии – что является уже сви- детельством кризисных процессов в их концептуальном конструкции. Научная революция произошла в Европе в XV – XVII веках, новый на- учный взгляд на живую и неживую природу заменил взгляды античных философов, доминировавших более 2000 лет. Отделившись от философии и технологии, естественные науки (физика, химия, биология, астрономия) ста- вили перед собой конкретные, не претендующие на универсальность объ- яснения причин мироздания, задачи и искали способы их решения. К концу XVII века эти науки претерпели следующие утилитарные трансформации «нащупывания» методологических основ: – абстрактные размышления стали цениться больше здравого смысла; – количественные представления о природе пришли на смену качественным; – возник и стал развиваться экспериментальный метод как способ полу- чения определенных ответов на определенные (не связанные в одном экпе- рименте) вопросы с позиций частных теорий; – принят новый критерий объяснений – скорее «как», чем «почему». Объяснение по принципу «почему» предполагало поиск аристотелевских

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy