000373

5 финальных причин (В. Петровский, 1997), к концу XVII века ученые осозна- ли, что с точки зрения утилитарных задач естественных наук поиск финаль- ных причин не имеет реальных перспектив ( Stanovich , 1992). Общие фундаментальные идеи, из которых выросли и биология и психо- логия свидетельствуют об этом. Остановимся на них подробнее. Родоначальниками двух разных моделей НАУКИ являлись: – Галилей (1564-1642) – придававший центральное значение математи­ ческой теории в области астрономии; – Везалий (1514-1564) – посредством наблюдения и понимания проводил описание фактов анатомии. В исследования макромира изучения природы элементарных сил объ- единились с достижениями математики после знаменитого вызова И. Канта (1724-1804) – И. Ньютону (1643-1727): «Человек может познать только силы, воплощенные в неизменных частицах и пространстве между ними!». В XIX веке исследования тепла трансформируются в науку термодинамику, использующую математический анализ. Параллельно идут схожие процессы: – Френель (1788-1827) – заменил корпускулярную теорию света Ньютона на волновую математическую. – Кельвин (1824-1907) и Максвелл (1831-1879) – представили сжатые ма- тематические формулы электричества и магнетизма. Возникает некая эйфория от открытия закона сохранения энергии и II закона термодинамики – мир кажется понятным, прозрачным и пред- сказуемым, а различные механические трансформации могут описываться математическими уравнениями. Исследования микромира развивались не столь победоносно после фун- даментального допущения Дальтона (1766-1844), что атомные частицы раз- личаются лишь весом. Идентифицируются новые химические элементы, устанавливаются законы их взаимодействия. Предпринимаются попытки их классификаций в зависимости от атомного веса и качественных реакций, вершиной которых явилась периодическая таблица Менделеева (1834-1907), доказавшая и наглядно показавшая, как количественные изменения элемен- тов приводят к изменению их качеств, переходу одних элементов в другие. Периодически среди естествоиспытателей возникали дебаты о научно- сти и легитимности исследования феноменов, которые нельзя наблюдать непосредственно. И. Ньютон считал, что ученый может непосредственно изучать ненаблюдаемые частицы, такие как атомы, частицы света и элек- тричества. В XIX веке химики предпринимали попытки избавиться от кон- цепции молекул и атомов по причине их ненаблюдаемости (Harre, 2000), но к концу XIX столетия убедились в их существовании, хотя в природе по- следних многое оставалось неясным. В XX веке дискуссии о ненаблюдаемых частицах возникли и у физиков в связи с проблемами квантовой физики.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy