000373
6 Таким образом, в общем плане развитие фундаментальных идей есте- ственных наук шло от изучения материального субстрата к изучению его превращений в виды энергии , в последние годы – исследованиям упорядо- ченности формирующихся структур – информации (Петров, 1998). Фундаментальные идеи естественных наук в психологии закладваются, начиная с основополагающих работ Фехнера (1860) по психофизике и соз- данием В. Вундтом (1879) первой экспериментальной психолаборатории в Лейпцигском университете. Естественно-научная традиция быстро и прочно устанавливается в: – гештальтпсихологии, бихевиоризме, когнитивной психологии, соци- альной психологии, психофизиологии на Западе; – психофизиологии, психофизике, дифференциальной психофизиологии и психологии, инженерной психологии и психологии труда, в исследовании стилей деятельности и когнитивных стилей, установок, индивидуальности, способностей, интеллекта, творчества, познавательных и эмоциональных процессов, психосемантики в России. Психология амальгамировала основополагающие естественнонаучные идеи : – идея физической энергии трансформировалась в идею психической энергии: ● в поведенческой сфере: в бихевиоральных теориях исследований в виде «стимул – реакция (S-R)»; ● в мотивационно-потребностной сфере для объснения «внешнего толч- ка» в экстринсивных теориях и «внутреннего толчка» в интринсивных мо- тивации (Келли, 2000); ● в нейропсихологии и патопсихологии – функции I и III «блоков» мозга, «энергетического «блока и блока «управления/контроля» ЦНС. – идеи тяготения в физике и соединение/разложение элементов в хи- мии: ● Закономерности восприятия в гештальтпсихологии М. Вертгеймера; ● ассоцианистские закономерности образования ассоциаций; Научный метод естественной психологии имеет богатую философскую традицию и обоснования: 1. Берет начало от воззрений Леонардо да Винчи, развиваясь далее по двум ветвям: – I ветвь – эмпиризм (Бэкон, Гоббс, Юм, Локк, Беркли); – II ветвь – рационализм (Декарт, Спиноза, Лейбниц). 2. Далее происходит синтез эмпиризма и рационализма в философской системе И. Канта. 3. Возникает позитивная наука О. Конта с перерастанием в логический (эмпирический) позитивизм, 4. В настоящее время основные идеи научного метода разрабатываются в рамках современной философии науки (Кемпбелл, Кун, Поппер, Лакатос).
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy