000373

Несмотря на свои дисциплинарные и предметные многообразия, со- временная биология и психология имеют единственный идеал «истинной научности» – физический, заключающийся в стремлении к созданию уни- версальной теории с максимально простым формализованным описанием мира. Необходимо проанализировать содержание этого идеалаи его пред- течей, чтобы сопоставить систему гносеологических принципов, единых для современной биологии, психологии и физики, с теми ростками новой гносеологии, которая представляется еще во многом неприемлемой в рамках традиционной науки и, возможно, относится уже к науке будущего (И. При- гожин, И. Стенгерс, 1986). «Ученый, не понимающий принадлежность своей исследовательской ме- тодологии к определенной научной школе, напоминает альфонса на пляже или бедуина в пустыне», – однажды высказался Б.Д. Эльконин. Кратко рас- смотрим проявления современного гносеологического кризиса в той области биологии, которой исследуются сложные системы взаимодействий между организмами и между «социальными структурами», создаваемыми этими организмами в результате взаимодействия, что является необходимой пред- посылкой изучения собственно методологических проблем «социальной биологии» (или, в другой формулировке, зоосоциологии, в отличие от homo- социологии). Такой, пусть даже краткий, анализ особенно важен теперь, на пороге смены гносеологических парадигм современной науки, тем более что сам процесс смены гносеологических парадигм очень близок к гуманиза- ционным тенденциям в естествознании, которые в последние годы приоб- ретают все большее значение не только для психологии и биологии, но и для физики. Гносеологическая триада современного естествознания Современная наука лишь к концу XIX – началу ХХ века оформилась в своем классическом виде и получила статус самостоятельного, жизне- способного и признанного социального института. Решающим фактором становления современной пауки и профессии ученого явилось разделение светского и духовного знания. Процесс исторического развития новой сфе- ры профессиональной деятельности человека определил и формирование новых принципов познания, на которых стал базироваться способ этой дея- тельности. «Вместе с дифференциацией светского и духовного знания силь- нее, чем когда-либо, обозначилась ценность универсализма, такой ориента- ции, которая предполагает отношение к отдельным объектам или событиям как к представителям классов объектов или событий и тем самым позволяет проводить между ними прямые сравнения» (Парсонс, Сторер, 1980, с. 37). Универсализм был обусловлен не только самим характером светского знания, но и всем процессом секуляризации жизни христианского мира.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy