000377

17 6. Фрустрация – это психическое состояние дезорганизации сознания и де- ятельности человека, вызванное объективно непреодолимыми препятствиями. Несмотря на многообразие фрустрирующих ситуаций, они характеризуются двумя обязательными условиями: это наличие актуально значимой потребности и наличие препятствий для осуществления этой потребности. Необходимым признаком фрустрации является сильная мотивированность личности к до- стижению цели, удовлетворению значимой потребности и наличии преграды, препятствующей достижению этой цели. Поведение человека в период фру- страции выражается в двигательном беспокойстве, в апатии, в агрессии и де- струкции, в регрессии (обращение к моделям поведения более раннего периода жизни). Для фрустрационного поведения характерно нарушение мотивирован- ности и целесообразности, при псевдофрустрационном поведении сохраняется одна из перечисленных выше характеристик. Например, человек находится в состоянии ярости, стремясь достичь какой-либо цели. Несмотря на ярость и агрессивность такого человека, его поведение целесообразно. Фрустрационное поведение – это то поведение, которое не контролиру- ется ни волей, ни сознанием человека, оно дезорганизовано и не имеет со- держательно-смысловой связи с мотивом ситуации. В состоянии фрустрации человек испытывает особо сильное нервно-пси- хическое напряжение. Оно раскрывается как крайняя досада, озлобленность, подавленность, полное безразличие к окружению, самобичевание. Если чрезмерное условие не может завершиться разрядкой, то фрустра- ция наступает в других неадекватных условиях. Так, раздражительность и озлобленность могут разрядиться на совершенно невинных людях. Как показывают наблюдения, агрессивные реакции ослабевают, если сразу после фрустрации создаются условия для выполнения какого-нибудь интересного дела. В воспитательной работе это главный метод борьбы с агрессивными реакциями. 7. Чувства – устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потреб- ностями и мотивами. Классификация чувств по содержанию. 1. Моральные чувства – это переживание человеком его отношения к другим людям, к правилам и нормам общежития, нормам общества. К мо- ральным чувствам относятся, например, любовь к родине, чувство дружбы. 2. Интеллектуальные чувства – переживания, возникающие в процес- се умственной деятельности. Любопытство, любознательность, удивление, уверенность в правильности решения задачи и сомнения при неудаче, чув- ство нового, побуждающее к поискам более глубоких знаний, - примеры ин- теллектуальных чувств.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy