000377
19 Рассмотренные виды чувств – нравственные, эстетические, интеллекту- альные, праксические – могут превратиться и превращаются в устойчивое эмоциональное отношение, являющееся основой для многообразных пере- живаний человека. Классификация чувств по силе По силе стремления к объекту выделяются страсти и увлечения. Страсти – сильные, стойкие, длительные чувства, порождающие не- ослабленную энергию. Направленную на достижение единой цели или предмета страсти. Предметом (или объектом) страсти могут быть самые различные области знания и деятельности человека. Объектом страсти может быть и человек другого пола, определенные вещи, вызывающие непреодолимое стремление к обладанию ими. Основным признаком стра- стей является их действительность, единство волевых и эмоциональных моментов. Страсти – выражение глубоко избирательного отношения личности к миру. Они характеризуют не только эмоциональную и волевую стороны че- ловека, но и его интеллектуальную сферу. Страсть определяет направлен- ность помыслов и стремлений человека. Страсти могут быть положительными и отрицательными. Страсти лич- ности, которая руководствуется в своей жизни и деятельности интересами общества – положительные. Страсти, определяемые эгоистической установ- кой личности, следует рассматривать как отрицательные, так как во имя собственного «я» человек способен совершать аморальные поступки, иду- щие вразрез с интересами общества. Когда человек сегодня стремится к одному, а завтра к другому, то следует говорить об увлечениях, а не страстях. Увлечение отличается от страсти не тем, что человек менее активно действует, а тем, что увлечение менее устой- чиво и не связано с основными жизненными установками личности. Для ув- лечения типично господство эмоционального компонента, нередко в ущерб интеллектуальному. Не каждый человек имеет предмет страсти, но любой увлекается чем- нибудь. Увлечение может перерасти в страсть и может сосуществовать с имеющейся у человека страстью, временно даже конкурировать с ней. Развитие эмоций Эмоции проходят общий для высших психических функций путь раз- вития – от внешних социально детерминированных форм к внутренним психическим процессам. На базе врожденных реакций у ребенка развива- ется восприятие эмоционального состояния окружающих людей, которое
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy