000377
20 со временем, под влиянием усложняющихся социальных конфликтов, пре- вращается в высшие эмоциональные процессы – интеллектуальные и эсте- тические, составляющие эмоциональное богатство личности. Новорожденный ребенок способен испытывать страх, обнаруживающий- ся при сильном звуке или внезапной потере равновесия, неудовольствие, проявляющееся при ограничении движений, и удовольствие, возникающее в ответ на покачивание, поглаживание. Если рассмотреть эмоциональные ре- акции в качестве индикаторов, обусловивших их потребностей, то можно заключить, что врожденной способностью вызывать эмоции обладают сле- дующие потребности: самосохранения (страх), в свободе движений (гнев) и в получении особого рода раздражений, вызывающих состояние явного удо- вольствия. Именно эти потребности определяют фундамент эмоциональной жизни человека. Если у младенцев страх вызывается только громким звуком или поте- рей опоры, то уже в 3-5 лет формируется стыд, который надстраивается над врожденным страхом, являясь социальной формой этой эмоции – страхом осуждения. Он определяется не физическими характеристиками ситуации, а их социальным значением. Гнев вызывается в раннем детстве лишь ограничением свободы движений. В 2-3 года у ребенка развивается ревность и зависть – социальные формы гнева. Удовольствие побуждается прежде всего контактным взаимодействием – убаюкиванием, поглаживанием. В дальнейшем развивается радость как ожидание удовольствия в связи с растущей вероятностью удовлетворения какой-либо потребности. Радость и счастье возникают только при социаль- ных контактах (рис.3). Положительные эмоции развиваются у ребенка в игре и исследователь- ском поведении. Бюлер показал, что момент переживания удовольствия в детских играх сдвигается по мере роста и развития ребенка: у малыша удо- вольствие возникает в момент получения желаемого результата. Следующая ступень – функциональное удовольствие: играющему ребенку доставляет удовольствие не только результата, но и сам процесс деятельности. На тре- тьей ступени, у детей постарше появляется предвосхищения удовольствия. Эмоция в этом случае возникает в начале игровой деятельности, и ни резуль- тат, ни само выполнение не являются центральными в переживании ребенка. Существует сходство механизмов развития высших форм внимания и предвосхищающего удовольствия. Опережающий действие контроль, из которого развивается произвольное внимание, и опережающее действие удовольствие – разные формы развития предвосхищения, в основе того и другого явления лежит воображение, т.е. особые формы преобразования ин- формации при записи ее в память.
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy