000377
21 Развитие отрицательных эмоций тесно связано с фрустрацией – эмоци- ональной реакцией на помеху к достижению осознанной цели. Фрустрация протекает по-разному в зависимости от того, преодолено ли препятствие, сделан его обход или найдена замещающая цель. Привычные способы раз- решения фрустрирующей ситуации определяют формирующиеся при этом эмоции. Часто повторяющиеся в раннем детстве фрустрации может у одних закрепить вялость, безразличие, безынициативность, у других – агрессив- ность, завистливость, озлобленность. Нежелательно при воспитании ребен- ка слишком часто добиваться выполнения своих требований прямым нажи- мом. Чтобы добиться желаемого поведения ребенка. Можно использовать его возрастную особенность – неустойчивость внимания, т.е. отвлечь его, изменить формулировку указания. В этом случае для ребенка создается но- вая ситуация, он выполнит требование с удовольствием и у него не будут накапливаться отрицательные последствия фрустрации. Рис.3 Развитие эмоций. На развитие агрессивности влияет мера наказания. Оказалось, что дети, которых дома строго наказывали за агрессивные поступки, проявляли во вре- мя игры с куклами большую агрессивность, чем дети, которых наказывали не слишком строго. В то же время дети, которых наказывали за агрессивные по- ступки по отношению к куклам, были менее агрессивны и вне игры, чем те, которых совсем не наказывали. Можно сделать вывод, что избыток наказания и его отсутствие негативно сказываются на личностном формировании ребенка.
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy