000377
22 Ребенок, которому не хватает любви и ласки, вырастает холодным и не- отзывчивым. Но кроме любви для возникновения эмоциональной чуткости необходима ответственность за другого, забота о младших братьях и сестрах или о животных. Важно не только не создавать условия для развития отрицательных эмо- ций, не менее важно не задавить положительные, которые лежат в основе нравственности и творческих способностей человека. Родители, и особенно дедушки и бабушки, часто невольно тормозят раз- витие детей, лишая их радости самостоятельных открытий в играх. Они за- бывают, что дети предпочитают маленькие невыразительные игрушки – их проще приспособить к разным играм. Большие, выполненные натуралисти- чески игрушки очень мало способствуют развитию воображения. Дети ин- тенсивнее развиваются и получают больше удовольствия, если одна и та же палочка выполняет в различных играх и роль ружья, и роль лошадки, и еще много других функций. Ребенок более эмоционален, взрослый. Последний умеет предвидеть и может адаптироваться, кроме того, он умеет ослабить и скрыть проявление эмоций, коль скоро это зависит от волевого контроля. Беззащитность, недо- статочный для предусмотрительности опыт, неразвитая воля способствуют эмоциональной неустойчивости детей. У детей воля может проявляться в виде негативизма – непослушания, неповиновения, отрицания. Лишь при более высоком развитии она выступает как стремление к цели. Круг факто- ров, вызывающих у человека эмоциональное возбуждение, с возрастом рас- ширяется. Более разнообразными становятся способы выражения эмоций, увеличивается продолжительность эмоциональных реакций, вызванных кратковременным раздражением. Человек судит об эмоциональном состоянии другого по особым выра- зительным движениям, мимике, изменению голоса и т.п. Выразительные движения частично врожденные, частично развиваются социально – путем подражания. Получены доказательства врожденности некоторых проявле- ний эмоций. Установлено, что у маленьких детей – слепых и зрячих – ми- мика одинакова. Поднятие бровей – инстинктивный акт, который встреча- ется и у слепорожденных. С возрастом мимика зрячих становится более выразительной, а у слепорожденных она не только не совершенствуется, а сглаживается, что свидетельствует о ее социальной регуляции. В каждом обществе существуют нормы выражения эмоций, отвечающие представле- ниям о приличии, воспитанности. Воспитание учит, как проявлять эмоции и когда их подавлять. Оно вырабатывает в человеке такое поведение, кото- рое понимается окружающими, как мужество, сдержанность, скромность, невозмутимость.
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy