000377

4 идущие от них и от своих собственных действий, изменяющих его взаимо- отношения с окружающими, он переживает то, что с ним происходит, отно- сится определенным образом к тому, что его окружает. Переживания этого отношения человека к окружающему составляет сферу чувств и эмоций. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях других, лучше преднастраиваться на совмест- ную деятельность и общение. Замечательным является то факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны довольно точно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Эмоции воздействуют на людей множеством различных путей. Одна и та же эмоция неодинаково влияет на разных людей, она оказывает различ- ные влияния на одного и того же человека, попадающего в разные ситуации. Эмоции могут влиять на все системы организма и на субъект в целом. Эмоции влияют на тело, они воздействуют на уровень электрической ак- тивности мозга, степень напряжения мышц лица и тела, на функционирова- ние висцерально-эндокринной, кровеносной и дыхательной систем. Эмоции влияют на восприятие окружающего мира, так как являются одним из мотивационных состояний. Обрадованный субъект склонен вос- принимать мир сквозь «розовые очки». Для страдающего или опечаленно- го человека характерна тенденция интерпретировать замечания других как критические. Испуганный же субъект склонен видеть лишь пугающий объ- ект (эффект «суженого зрения»). Эмоции влияют и на познавательные процессы: память, мышление и во- ображение. Эффект «суженого зрения» в восприятии имеет свой аналог в познавательной сфере. Испуганный человек с трудом способен проверить альтернативы. В состоянии повышенного интереса или возбуждения субъ- ект настолько охвачен любопытством, что не способен к обучению и иссле- дованию. Эмоции или комплексы эмоций, которые испытывает человек в данное время, влияют на все, что он делает в сфере работы, учения, игры. Когда он реально заинтересован в предмете, он полон страстного желания изучить его глубоко. Испытывая отвращение к какому-либо предмету, он стремится его избежать. Два рода факторов важны при соотношении эмоций и развития личности. Первый – это генетические задатки субъекта. Второй фактор – личный опыт индивида и обучение, относящиеся к эмоциональной сфере и, в особенности социализированные способы выражения эмоций и обусловленное эмоциями поведение. Наблюдения за детьми в возрасте от 6 месяцев до 2 лет, которые

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy