000379

22 1300 – 1600 г и более и составляет около 2 % массы тела. Таким обра- зом, с момента рождения до взрослого состояния вес мозга возрастает примерно в 4 – 5 раз, но увеличение это значительно отстает от многих других органов. Наиболее активно развиваются мозговые структуры в первый год, и этот процесс продолжается до трех лет. С трех лет темпы нарастания веса мозга постепенно уменьшаются, но нарастание массы и размеров мозга продолжается и достигает максимума к 30 – 35 годам. Однако динамика увеличения веса различна для разных отделов и наиболее интенсивно этот процесс идет в больших полушариях го- ловного мозга. Объясняется это тем, что к моменту рождения именно кора больших полушарий наименее сформирована. Большие полушария и подкорковые центры. У новорожденного в функциональном отношении преобладают подкорковые и стволо- вые отделы мозга. Они содержат ядра с юными, а частью и зрелыми нейронами. В больших полушариях преобладают структуры серого вещества, что объясняется не столько уровнем его развития, сколько недостаточно сформированными нервными волоконами. С возрастом соотношение белого и серого вещества смещается в строну белого. Кора больших полушарий у ребенка быстро развивается и увели- чивается в размерах до 5 – 6 лет, после чего наблюдается некоторое замедление процесса и новое ускорение с 12 до 18 лет. Пик развития коры больших полушарий приходится на 30 – 35 лет. Если проводить некоторые параллели с физиологией высшей нервной деятельности, то известно, что интеллект человека быстро нарастает до 6 лет и в промежутке между 12 – 18 годами и достигает пика к тридцатилет- нему возрасту. При этом наиболее важны в становлении и развитии корковых отделов первые три года жизни. Когда в эти сроки, по ка- ким-то причинам в мозг ребенка поступает недостаточный (а иногда и избыточный, превышающий биологические возможности мозга), поток информации, возникают необратимые нарушения формирова- ния мозговых структур. Нарушение развития сопровождается грубым недоразвитием интеллекта (например, олигофренией) или другими из- менениями (патологией того или иного рода умственной деятельности, например низким развитием логического или вербального (речевого) развития, неустойчивостью в эмоционально-волевой сфере и т.д.). Если сравнивать различные отделы коры больших полушарий в момент рождения, то обнаружится относительно более сформированная

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy