000379

23 эволюционно древняя кора, чем молодая (новая). В коре еще нет чет- кого отграничения между белым и серым веществом, очень сложно выделить слои коры. Наименее дифференцированы нервные клетки поверхностных слоев коры. Не обнаруживается типичных для коры пирамидных нейронов, их специфическая форма возникнет позже. Пирамидная форма складывается у клеток к 1 году жизни. В первый год бурное морфологическое созревание тел нервных кле- ток сопровождается не менее активным созреванием отростков. Очень активно идет формирование нейроглии и микрососудов. Нейроархи- тектоника и глиоархитектоника продолжают усложняться в первые три года, к тому моменту, когда структура коры начинает напоминать взрослую, уступая ей по степени сложности отростков и нейроглии. Дифференцировка идет в направлении от глубоких к поверхностным слоям коры. Значительно изменяется миелоархитектоника. У детей 1-2 лет преобладают радиальные волокна над тангенциальными. Затем увеличивается количество тангенциальных волокон, и к 3-6 годам они образуют нервные сплетения (полоски). К этому же времени относится образование гнездных группировок тел нейронов, которые окружены дифференцирующейся нейроглией и кровеносными сосудами. Вплоть до подросткового возраста у ребенка вначале отсутствуют, а затем слабо выражены структурные особенности полей. У детей имеются обширные промежуточные области, имеющие структурные особенности соседних полей. Они уменьшаются по площади после 12 – 13 лет. Такая слабая специализация коры сопровождается высокой ее пластичностью и взаимозаменяемостью. В раннем возрасте, даже зна- чительные повреждения коры больших полушарий могут закончиться хорошей компенсацией с довольно быстрым восстановлением утра- ченных функций. Совсем иное положение возникает при повреждении коры у взрослого человека, когда утрата, иногда не очень значительных по площади, но высокоспециализированных зон коры, может вести к необратимым грубым нарушениям функций (например, утрате способ- ности понимать письмо, речь и т.д.). Важным приобретением коры у ребенка 5 – 6 лет является увели- чение разнообразия нервных клеток и степени кровоснабжения в 3 – 4 (пирамидный и внутренний зернистый) слоях. Это время значитель- ного увеличения аналитических способностей мозга, формирования зачатков абстрактного мышления, повышения социализации ребенка.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy