000382
29 как у него дома, так и на форуме, равным образом его родным дозволялось присутствовать на похоронах в венках). 8. А также золота с покойником пусть не кладут. Но если у умершего зубы были скреплены золотом, то не возбраняется похоронить или сжечь его с этим золотом. 9. (Цицерон, О законах, II . 24. 61: Закон запрещает без согласия собствен- ника устраивать погребальный костер или могилу на расстоянии ближе, чем 60 футов от принадлежащего ему здания.) 10. (Цицерон, О законах, II . 24. 61: Закон запрещает приобретать по давно- сти место захоронения, а равно и место сожжения трупа» (Законы XII таблиц / Хрестоматия по истории Древнего Рима / под ред. С.Л. Утченко. – М., 1962 – Режим доступа: http :// ancientrome . ru / gosudar /12. html ) Текст 2. «Я утверждаю, что дух, – мы его и умом называем, – Где пребывают у нас и сознанье живое и разум, Есть лишь отдельная часть человека, как руки и ноги Или глаза составляют живого создания части. Хоть и считает толпа мудрецов совершенно напрасно, Что ощущающий дух не особую часть занимает, Но представляет собой состояние тела живое, То, что греки зовут «гармонией», что, не имея Места отдельного, нам даёт ощущение жизни: Как говорится порой о здоровье телесном, однако Не занимает оно у здорового части отдельной, – Так ощущающий дух помещают не в части особой, В чем совершенно они заблуждаются, я полагаю. В части наружной больным наше тело бывает нередко, В части же скрытой его мы здоровы и бодры при этом. Так же, с другой стороны, и обратно нередко бывает. Именно: болен наш дух, а всё тело здорово и бодро. Так же, как если нога, предположим, страдает больная, А голова между тем никакого страданья не терпит, Кроме того, когда сладкому сну предаются все члены, И, распростершись, лежит отягчённое тело без чувства, Всё же имеется в нас и другое, что в это же время Всячески бьётся и всё восприемлет притом: и движенья Радости все, и пустые, ничтожные сердца заботы. То, что душа, как и дух, во членах находится наших, И не гармония в нас возбуждает телесные чувства, Явствует, прежде всего, из того, что коль даже и много Отнято тела у нас, всё же жизнь остаётся во членах.
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy