000384

6 7 2. Что такое модифицированные липопротеины и каков механизм их образования? 3. Укажите последовательность формирования атеросклеротиче- ской бляшки и основные механизмы развития атеросклероза. 4. Что такое «пенистые клетки»? Каков механизм их образования и какова их роль в атерогенезе? Ситуационная задача №2 У женщины К., 44 лет, тучной, больной сахарным диабетом при обследовании в поликлинике был зарегистрирован уровень глюкозы в крови 32 ммоль/л, в связи с чем она была госпитализирована. Установ- лено, что пациентке прежде инсулинотерапия не проводилась. Взята кровь для биохимического анализа. При исследовании обна- ружено: холестерин – 53 ммоль/л; триглицериды – 150 ммоль/л. После отстаивания в течение ночи на поверхности сыворотки обнаруживался жирный супернатантный слой, остальная её часть выглядела липеми- ческой, опалесцировала. Больной был назначен инсулин, после чего концентрация глюкозы быстро снизилась. Спустя неделю концентрация холестерина и три- глицеридов понизились до 8 ммоль/л и 11 ммоль/л соответственно. В последующем диабет хорошо контролировался. Через месяц при анализе липидов определили содержание холестерина – 6 ммоль/л, триглицеридов – 5,3 ммоль/л. Вопросы для обсуждения: 1.О каком виде гиперлипопротеинемии можно думать? Обоснуйте свое заключение. 1. Каков механизм ее развития? 2. Как и почему проводимая терапия повлияла на липидный спектр крови? Рекомендуемая литература: 1. Патофизиология. В 3т.: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / А.И.Воложин и др.; под ред. А.И.Воложина, Г.В.Порядина. – 2-е изд. – Т.2. – М.:Издательский центр «Академия», 2007. – С. 32 - 45. 2. Маршалл, В.Дж. Клиническая биохимия – М., СПб.: Изд-во БИ- НОМ «Невский диалект», 2002. – С.253 – 274. Дополнительная литература: 1. Жданов, В.С. Эволюция и патология атеросклероза у человека. /В.С. Жданов, А.М. Вихерт, Н.Г. Стерыби. – Москва «Триада-Х», 2002. 2. Климов, А.Н. Обмен липидов и липопротеидов и его нарушения: Руко- водство для врачей /А.Н. Климов, Н.Г. Никульчева. – Санкт-Петербург, 1999. 3. Липовецкий, Б.М. Клиническая липидология. – Санкт- Петербург «Наука», 2000. 4. Зайчик, А.Ш. Основы общей патологии. Часть 2. Основы патохи- мии: учебное пособие для студентов медицинских вузов. /А.Ш. Зайчик, Л.П. Чурилов. – Спб.: ЭЛБИ, 2000. – 688с. 5. http://www.booksmed.com/kardiologiya/2701-kardiologiya-belenkov- kratkoe-rukovodstvo.html 6. http://www.booksmed.com/kardiologiya/2331-ateroskleroz-patogenez- klinika-funkcionalnaya-diagnostika-lechenie-karpov.html Тема 2. МЕТАБОЛИЧЕСКИЙ СИНДРОМ Цель занятия: изучить этиологию и патогенез метаболического синдрома и патогенетические подходы к его терапии. Учебные задания: Вопросы для повторения: 1. Углеводный обмен. Механизмы действия инсулина на клетку. Сахарный диабет и его классификация. Понятие об инсулинорези- стентности. 2. Ожирение, его виды и механизмы. Гиперлипопротеинемии. Ате- росклероз. 3. Механизмы регуляции артериального давления. Артериальная гипертензия. Этиология и патогенез гипертонической болезни и сим- птоматических гипертензий. Вопросы для подготовки к занятию: 1. История учения о метаболическом синдроме. 2. Основные компоненты и критерии метаболического синдрома. 3. Этиология и патогенез метаболического синдрома, роль инсули- норезистентности в его развитии. Влияние наследственности и факто- ров внешней среды. 4. Патогенетическое обоснование терапевтических подходов к лече- нию метаболического синдрома. Тестовые задания по теме: I. Выберите основные критерии МС: 1) нарушение метаболизма углеводов 2) нарушение липидного обмена 3) гипергликемия 4) артериальная гипертензия 5) ожирение 6) атерогенная дислипидемия 7) тромбофилия

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy